Конфликтом называется пересечение целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, не обязательно противоположных, а, чаще всего, только противоречащих друг другу в той или иной степени, причём такое пересечение обязательно проявляется в действиях.
Вот пример типичного конфликта из школьной жизни.
(30) Школьная судьба ученика 6 класса сложилась неудачно. Способность к учению, т.е. возможность самостоятельно выполнять учебные действия, не сформирована. Поэтому школьник по-настоящему учиться не может. В 6 классе второй год. Ему ужасно скучно на уроках. Смог бы на его месте взрослый человек смирно сидеть часами, не отвлекаться и делать вид, что учится? Едва ли. А подросток тем более не может.
Нарушая дисциплину, он, сам того не желая, мешает учителю вести урок. Учитель делает одно, второе, третье замечание. Сколько можно терпеть? Вот и конфликт, причём такого рода конфликт не первый и не второй, а может быть сотый — настоящая война. И это притом, что интересы сторон совсем не антагонистичны, они во многом совпадают.
В самом деле, ученик и рад бы учиться, но не может, учитель и рад бы научить, но тоже не может.
При анализе конфликта следует в первую очередь выявить, каковы стороны конфликта. В любом конфликте возможна, кроме позиций конфликтующих сторон, ещё одна позиция, это позиция посредника (судьи).
Тот человек, который согласился быть посредником (судьёй), должен приложить все усилия, чтобы не оказаться втянутым в конфликт и не стать ещё одной конфликтующей стороной. Поведение посредника должно быть совершенно нейтральным, он не может оказывать предпочтение той или иной стороне ни жестом, ни словом, ни делом, до тех пор, пока ситуация для него не прояснится, и не настанет время действовать.
Если можно, следует вообще уклониться от посредничества: быть посредником — дело неблагодарное, а в случае неуспеха неприятности гарантированы.
Каждый конфликт разворачивается при вполне определённых условиях, которые со временем могут измениться. Тогда конфликт может прекратиться, или же он будет развиваться совсем по-иному, возможно, что смысл конфликта изменится.
(31) Например, школа временно осталась без директора. Две группировки учителей, предлагая свои кандидатуры, конфликтуют. Страсти накаляются. Вскоре администрация назначила директором своего человека. Как дальше будет развиваться ситуация, — другой разговор. Важно то, что администрация здесь не является ни стороной конфликта, ни посредником. При анализе данного конфликта администрацию правильнее всего воспринимать обезличенно, т.е. говорить, что изменились условия конфликта.
Главное, из чего следует исходить, анализируя конфликт, — это действия сторон, действия посредника и изменения ситуации. Потому что всё это составляет содержание конфликта и, кроме того, действия сторон и изменение ситуации легко наблюдаются.
Конечно же, мотивы действий, эмоции как таковые (а не эмоциональные реакции, которые являются по сути дела действиями), а также особенности восприятия ситуации той или иной стороной конфликта тоже очень важны и интересны. Но при анализе конфликтов они, тем не менее, оказываются на втором плане, потому что обо всём этом часто приходится лишь догадываться, непосредственно они не наблюдаются.
Наконец отметим, что иногда конфликты являются лишь частью более сложной психологической реальности. В таком случае нужно действовать не по логике конфликта, а согласно логике психологической реальности, рассматриваемой в целом.
Иначе говоря, может случиться, что учителю придётся решать задачу более высокого уровня, чем задача недопущения или погашения конфликта.
(32) В самых первых числах сентября мальчик-первоклассник никак не может приспособиться к школьной жизни. Во время уроков он отсиживается под партой, потому что там спокойнее. Постепенно мальчик осмелел и, сидя под партой, стал щипать соседа, а тот в ответ стал кусаться.
Учительница, разобравшись в ситуации, рассудила забияк: ”Щипаться можно, а кусаться нельзя. Потому что мальчик, который сидит под партой, очень скучает, его нужно пожалеть.”
Интуиция подсказала учительнице единственно верное решение: мальчик переживает кризис, поэтому нуждается в поддержке. Постепенно мальчик осмелел, стал управляемым, включился в работу на уроках. Что касается второго мальчика, то его поведение было чрезмерно активным, поэтому лёгкое порицание он, конечно же, заслужил.
Данную ситуацию нельзя рассматривать как конфликтную, несмотря на то, что конфликт здесь налицо. Было бы неправильным, исходя из логики конфликта, наказать мальчика, который щипался, на том основании, что он зачинщик конфликта.
Этот мальчик пока ещё не умеет себя вести на уроках правильно, поэтому он и спровоцировал конфликт. Главное в этой ситуации то, что мальчик наконец-то стал проявлять активность, причём эта активность исследовательского характера, он изучал, как к нему относятся в школе, будет ли он принят учительницей, или его участь навсегда остаться отверженным. В данной ситуации мальчик искал поддержку со стороны учительницы и получил её.
Добавить комментарий