1. Постоянные поведенческие тупики можно и должно изучать, чтобы в них не попадаться. Это серьёзная работа, требующая усилий и ума, оправдываемая тем, что можно избавиться от некоторой части своих неприятностей.
При изучении поведенческих тупиков следует ответить на два вопроса:
— какова особенность ситуации, приводящая к поведенческому тупику, т.е. чем она отличается от других подобных ситуаций,
— что нужно сделать в каждом конкретном случае, чтобы избежать попадания в тупик.
Для того, чтобы изучать поведенческие тупики, вовсе не обязательно перепробовать их все самому. Можно учиться на чужом опыте. Впрочем, бывает, что человек сотню раз "натыкается на одни и те же грабли", а выводов из своего печального опыта так и не делает.
"Мудрый учится на чужих ошибках, умный — на своих, а глупый не учится совсем."
2. Если человек попал в поведенческий тупик, то ущерб неизбежен. Дальнейшая его забота состоит в том, чтобы постараться уменьшить вред.
Иногда вред можно уменьшить, если действовать быстро и чётко в соответствии с заранее разработанной схемой. При проведении лабораторных занятий по физике, химии (случай (1)), на уроках труда и т.п., нужно быть готовым, в том числе психологически, к любым внештатным ситуациям.
3. Некоторые тупики таковы, что вред накапливается со временем: чем больше времени длится состояние тупика, тем сильнее вред.
Например, если человек поражён током, то первым делом нужно отсоединить его от тока. Аналогично, если на доске нарисован неприличный рисунок, то его нужно немедленно стереть, а если преподаватель понял, что плюётся, нужно немедленно прервать речь или, хотя бы отвернуться, чтобы не попадать в слушателей.
4. Нередко попадание в поведенческий тупик сопряжено с ущербом для других людей. В таком случае, всё, что можно исправить, следует исправить, причём как можно скорее. Если ущерб непоправим, придётся извиняться и пытаться искупить свою вину.
5. Попадания в тупики не избежать. "Жизнь прожить — не поле перейти". Поэтому не ругайте себя за тупики! Самоосуждение, как правило, бесполезно. Важно, чтобы пережитая неприятность добавила хотя бы одну крупицу в сокровищницу жизненного опыта.
Поведенческий тупик порождает проблемы. Вспомним теперь гуманистическую психологию: "Каждая проблема — поляна возможностей". Поэтому тупик — это не только ущерб, это также урок жизни и, следовательно, возможность улучшить свою жизнь в будущем.
Добавить комментарий