Автор стремился написать книгу, целиком опираясь на факты, так, чтобы только факты задавали направление исследования, и чтобы новые идеи абстрагировались из фактического материала, а не возникали из теорий. Различные психологические теории применялись лишь в качестве инструментов, облегчающих работу с фактами.

Такой подход оказался продуктивным, удалось обнаружить много нового, неизвестного ранее, а именно:

— введено понятие когнитивно-логической структуры (КЛС), оказавшееся полезным инструментом при работе с массивами однородных, относительно условий КЛС, фактических данных,

— выявлены ситуации, которые в некотором смысле похожи на конфликты, но конфликтами не являются: это поведенческие тупики, псевдоконфликты; кроме того, выявлены поляны, которые по своему смыслу противоположны поведенческим тупикам и антиконфликты, противоположные конфликтам.

— разработан пошаговый подход к анализу конфликтов, в связи с этим обоснованно введены такие понятия, как зачин конфликта, прерванные, потухшие и заглаженные конфликты и т.п.

— описана новая возрастная периодизация судьбы учителя,

— оказалось, что агрессию, можно рассматривать как психическую инфекцию. И т.д.

Вообще, рассматривая тот или иной вопрос, автор пытался, опираясь на факты, усмотреть что-то новое. Конечно же, многое из всего этого, как и всё новое, не является бесспорным. Будущее покажет, выдержат ли новые идеи проверку практикой.

При написании этой книги у автора сложилось довольно мрачное представление о школе. Но, ничего не поделаешь — тема такая! И книга тоже получилась мрачная и печальная, несмотря на то, что иногда автор не мог удержаться на тёмной волне и вдруг начинал писать, нередко противореча логике изложения, именно о хорошем, а не о плохом.

Вообще-то в школах, в училищах, в вузах — как в жизни, всякое бывает, — и плохое, и хорошее. Причём хорошего гораздо больше.

В подтверждение можно привести множество примеров.

Вот студенты отчитываются по заданию "Психологический анализ урока". Они посетили уроки в школе и делятся впечатлениями. Оказалось, что видели они, в основном, одно только хорошее, говорят, что не зря посетили уроки, многому там научились. Со слов студентов создаётся впечатление, что каждый урок в школе — это блистательная победа учителя! Наоборот, отзывов о вялых, неинтересных уроках буквально единицы.

Итак, в учебных заведениях довольно много светлых моментов, много хороших учителей и преподавателей. Поэтому в дальнейшем нужно будет уделять больше внимания изучению позитивного опыта.

Закончить книгу хотелось бы на оптимистичной ноте. Вот что пишет студентка третьего курса физмата:

(173) "Когда я вспоминаю самый счастливый, самый интересный момент моей школьной жизни, вспоминается очень многое, можно сказать, почти вся школьная жизнь. Потому что моё учение в школе связано с прекрасными воспоминаниями, с лучшими друзьями, с любимыми учителями, с постоянным ожиданием чего-то нового, волнующего и прекрасного!"

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.