ВЫГТСКИЙ Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша - 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.

Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

В книге "История развития высших психических функций" (1931, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

Таким образом, культурные знаки (преж­де всего знаки языка) служат свое­го рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на друго­го, формирует собственный внут­ренний мир, основными единицами которого являются значения (обоб­щения, когнитивные компоненты со­знания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Пси­хические функции, данные приро­дой («натуральные»), преобразуют­ся в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, ме­ханическая память становится логи­ческой, ассоциативное течение пред­ставлений - целенаправленным мышлением или творческим во­ображением, импульсивное дейст­вие - произвольным и т. п.

Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,- сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интер­психическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. («Исто­рия развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи Л.С. Выготского было создано новое на­правление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспе­риментальные исследования разви­тия поведения ребенка.

Принцип развития сочетался в концепции Л.С. Выготского с принципом системности. Он раз­работал понятие о «психологиче­ских системах», под которыми по­нимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, свя­зей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построе­нии этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из которой разрастается ткань чело­веческой психики в отличие ее от психики животных.

В последние годы жизни Лев Семёнович Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Совместно с учениками Л.С. Выготский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе, пред­ложил адекватную принципу раз­вития гипотезу о локализации пси­хических функций. Таким образом, исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.