Изучение годичного обращения Земли вокруг Солнца выяснило нам астрономическое, а следовательно, и календарное значение четырех основных моментов солнечного года; в дальнейшем мы встретим календари, в которых это значение выявлено уже тем, что самое начало года, т. е. «Новый год», положено на один из этих дней. Но то же годичное обращение Земли связано с другим рядом небесных явлений, игравших немаловажную роль в астрономии древних, а в частности, и в деле развития календаря; эти явления относятся к видимой в ту или иную пору года картине звездного неба, в особенности к восходам и заходам звезд.

В основе их лежит следующий факт: то расположение звезд над горизонтом, которое можно наблюдать, например, сегодня в 10 час. вечера, через месяц будет видимо на небе на два часа раньше, в 8 часов; в этот момент те же самые звезды будут восходить и те же заходить, что и при первом наблюдении. Через два месяца исходная картина будет видима в 6 часов, а через 12 месяцев снова в 10 час. вечера; таким образом, за год произойдет полный годичный оборот явлений звездного неба, связанных с движением Земли. Он объясняется тем, что обращение Земли вокруг Солнца вызывает кажущееся движение его между звездами от запада к востоку, как бы навстречу суточному движению звезд над горизонтом, которое, в свою очередь, объясняется суточным вращением Земли вокруг ее оси. Если, например, допустить, что сегодня звезда и Солнце восходят одновременно, то завтра в момент восхода звезды Солнце будет находиться несколько восточнее ее, а так как время мы считаем по Солнцу, то второй восход ее по нашим часам произойдет несколько ранее первого. Длинный ряд наблюдений показал, что это ускорение звезд перед Солнцем составляет около 4s в день, точнее Зs,56.

Одним из следствий этого будет следующее явление: каждая звезда однажды в году будет восходить при заходе Солнца; один раз заходить при его восходе; однажды восходить вместе с ним и, наконец, раз в году вместе с ним заходить. Эти восходы и заходы, в отличие от ежедневных, так сказать обыкновенных, называются годичными.

Для уяснения их чередования приведем сейчас пример этой последовательности явлений, оговариваясь только, что предсказывать их на основании вычислений — дело малонадежное, так как восходы и заходы звезд наблюдаются плохо — в тумане горизонт и атмосферные, не поддающиеся учету условия могут видоизменить всю картину.

Для примера я выбираю яркую звезду α в созвездии Девы (называемую Колосом, Spica) и прослежу ее восходы и заходы на средней широте России (широта 50°).

В начале года звезда восходит около полуночи; она видна всю ночь, от своего восхода до утренней зари. Однако с каждым днем ее восходы происходят все раньше и раньше, с ночи переходят, как объяснялось выше, на вечерние часы. Наконец, настанет день (5 апреля), когда мы еще увидим восход звезды при вечерней заре (положение А), но на следующий день в момент восхода Колоса Солнце будет уже слишком близко к горизонту (положение А') и звезда потонет в его лучах; ясно, что то же самое произойдет и в последующие дни. Итак, 5 апреля наблюдался последний видимый восход звезды (рис. 2).

Всю эту пору года (январь — март) мы не можем наблюдать заходов звезды; она подходит к западной стороне неба засветло и заходит в январе около полудня, в начале марта около 10 час. утра. Но постепенно эти заходы продвигаются к ранним утренним часам, подходят к восходам Солнца; наконец, наступит день, когда в момент захода Солнце будет уже стоять достаточно низко под горизонтом; это будет 5 мая (положение В). Ясно, что на следующий день, в момент её захода Солнце будет ещё ниже под горизонтом (положение В'), и что с каждым днём условия будут еще более благоприятны для наблюдения захода звезды: мы говорим, что 5 мая произошел первый видимый заход (рис.  3).

После 5 мая заходы звезды будут отодвигаться с утренней зари все глубже в ночь; в июне они будут происходить около полуночи; следовательно, в это время звезда будет видна от вечерней зари до своего захода; но восходов ее наблюдать будет нельзя. Затем постепенно заходы подойдут с ночи на вечерние часы, приблизятся к заходу Солнца. 1 сентября заход звезды произойдет еще после Солнца (положение С), но на следующий день в момент ее захода Солнце будет уже стоять в горизонте (положение С') и самого явления захода наблюдать будет нельзя; то же самое в последующие дни, следовательно, 1 сентября был последний видимый заход (рис. 4).

После этого в течение около двух месяцев мы звезды не увидим вовсе: она заходит раньше Солнца, восходит позже него, и весь свой путь над горизонтом проходит в светлую пору дня. Но в это-то время, незаметно для нас, восходы звезды отступают к утру; наконец наступает день, именно 30 октября, когда при восходе звезды Солнце будет уже под горизонтом (положение D) на следующий день оно будет в тот же момент еще ниже (положение D'), значит в последующие дни еще легче будет наблюдать восход. Поэтому 30 октября будет днем первого видимого восхода звезды (рис. 5).

После этого восходы уходят глубже в ночь и явления снова описывают свой годичный круг1.

Точно таким же образом, как сейчас показано с Колосом Девы для Харькова, можно проследить восходы и заходы любой заходящей звезды во всяком другом месте наблюдения; мы и тут найдем период, именно промежуток между последним видимым заходом и первым видимым восходом, когда звезда как бы совершенно скрывается от наблюдателя.

Но современный наблюдатель без всякого напряжения ждет этого первого появления звезды в лучах утренней зари, или, как говорили древние, ее гелиакического (от слова Гелиос — Солнце) восхода. Для него это простые картины, «явления» неба, лишенные особого астрономического интереса и научного значения. Да и наблюдаются они, как сказано выше, довольно плохо.

Перенесемся, однако, в другие эпохи; возьмем римский календарь, уже реформированный Юлием Цезарем. В нем мы найдем почти на каждый день года указание, какая именно звезда или созвездие в тот или другой день должны иметь первый или последний годичный восход или заход. Так, например, в римском ноябре (выписывая даты как они считаются теперь, а не как их называли римляне) находим: 2-е — заход Арктура; 3-е — восход малой Лиры; 7-е — заход Плеяд и Ориона; 8-е — восход блестящей Скорпиона и т. д.

Какой смысл имели эти указания в календаре? Откуда они появились в нем? Они вошли в него от жизни и труда. Земледелец в распределении своих работ не знал никакого писаного календаря; едва ли он умел вести правильный счет дней по сложной технике римских фаст (так называлось то, что сейчас именуется словом календарь): все это было делом ученых и жрецов, трудное и таинственное дело, к которому не просто было подойти. Но земледелец знал, что, когда впервые поутру восходят Плеяды, начинается время жатвы, с восходом Арктура — сбор винограда, с первым видимым заходом Ориона — посев озимых и т. д. В этой постоянной, полной внутренней закономерности смене созвездий на горизонте заключался его неписаный, природный, аграрный, если можно так выразиться, календарь; он жил по восходам и заходам ярких звезд, как бы по вехам, поставленным небом на протяжении года! И для мореплавателя, который не имел других способов ориентировки на море, кроме звезд, восходы и заходы тоже должны были иметь немаловажное значение. Вот почему этими явлениями полон римский календарь. И чем дальше мы пойдем в глубь веков, тем больше будет значение этих явлений в деле счисления времени вообще.

Во времена вавилонской династии города Ур (2500 лет до н. э.) один из месяцев носил название «посланного богиней Иштар»; в этом месяце должен был происходить первый утренний восход Колоса Девы — созвездия, которому у вавилонян приписывалась роль «возвестителя произрастания плодов».

Но, разумеется, этот месяц Иштар (в позднейшее время он назывался месяцем новых — подразумевается — плодов) оправдывал свое название только тогда, когда первый восход Колоса приходился на пору всхода полей; и если этого не случалось, если их лунный календарь расходился с природой, вавилоняне по мере нужды вставляли в год лишний, добавочный месяц, чтобы согласовать таким образом течение года природы и движение календаря. Отсюда ясно огромное значение этих астрономических наблюдений на заре культур в деле разработки календарных форм.

Но, более того, именно наблюдения гелиакических, т. е. первых видимых, восходов самой яркой звезды всего небосклона — Сириуса привели древних наблюдателей к фундаментальному выводу, что солнечный год не может быть равен целому числу дней, а превышает 365 дней приблизительно на одну четверть дня. Это познание было делом египтян, и от них оно распространилось на древний мир.

 

  • 1. На схематических рисунках 2 — 5 даны названия описанных яв­лений, принятые у древнегреческих астрономов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.