Как практический психолог я работал совсем немного. Несмотря на то, что такая работа и интересная, и благодарная, мне пришлось от неё отказаться. Потому что невозможно делать много дел сразу и хорошо.
Я сознательно выбрал медицину, а точнее, массаж, потому что здесь скорее можно было найти что-то принципиально новое и интересное, вроде у-вэй терапии. А в психологии — едва ли такое возможно.
Несмотря на тысячелетнюю историю психологии, психологи только-только начали по-настоящему изучать психику. Они смотрят, как ошарашенные, на открывшиеся им чудеса психики удивлёнными глазами. Поэтому до настоящего понимания психики ещё очень и очень далеко. Возможно, чтобы понять природу психики, нам придётся кардинально изменить мировоззрение…
На том вступление заканчиваю. Расскажу об одном интересном случае из моей практики.
Ко мне на приём пришла девушка с матерью и с подругой. Подруга — для моральной поддержки.
Проблема состояла в том, что девушку, её звали Сашей, оставляют в девятом классе на… третий год!
Кстати, её подруга перешла в одиннадцатый, выпускной класс, отличница. Саша общается с подругой как ровня, — сразу видно, что их связывают тесные дружеские отношения. Одеты девушки по погоде, — а дело было жарким летом, — скромно, но со вкусом.
Сразу же бросается в глаза противоречие. С двоечницей и неудачницей успешной подруге было бы не интересно дружить. Но раз она дружит, значит интересно?
Судя по общению Саши с матерью, их взаимоотношения во всех отношениях нормальные, бесконфликтные…
Предложил Саше нарисовать автопортрет, она без разговоров приступила к рисованию. Портрет даже похожим не получился, — нет художественного дара, — но рисунок вполне адекватный, такой нарисовал бы любой нормальный человек.
Предлагаю выполнять различные тесты, хотя не жду от них ничего определённого. Зато Саша, мать и подруга как бы делом заняты, — их внимание рассеяно, что мне помогает непринуждённо вести беседу, исподволь собирать информацию.
К концу первой встречи я так и не понял, в чём суть дела и что нужно предпринять для решения проблемы.
На вторую встречу пришли только Саша с матерью. Продолжаю проводить тесты, но главное для меня — беседа. В беседе наибольшую активность проявляет Сашина мать.
Выяснились интересные эпизоды.
— Шестилетней Саше с матерью нужно было куда-то ехать на автобусе. Билетов не было. Саша как-то умудрилась пролезть в автобус, потом и мать затащила в автобус. Так они и ехали безбилетниками, в то время как толпа людей с билетами осталась ждать следующего рейса.
— В конце восьмого класса нужно было сдавать экзамены по выбору. Саша выбрала русский язык. Ей говорят: «Куда тебе, дурашка, сдавать такой трудный предмет, выбери что-нибудь попроще.» Но она настояла на своём и сдала русский язык на пятёрку!
Многое для понимания ситуации дал тест «Несуществующее животное». Саша нарисовала во весь лист еловый лес, каждая ёлка с острой верхушкой. В центре леса — пещера, где прячется маленький зверёк. К пещере ведёт узкая и длинная извилистая дорога.
Как точно раскрыл суть этот рисунок!
Саша не вписывается в школьную реальность. Она, как может, защищается от агрессии со стороны учителей (острые верхушки ёлок — защита сверху). К её душе есть дорога, узкая и извилистая, но по ней никто не идёт…
Стало ясно, что Саша уникальный и талантливый ребёнок, не вписывающаяся в общие стандарты, поэтому раздражает учителей. По-видимому, она слишком непослушна и своевольна, и за это её наказывают.
Что делать? Ясно, что в школе ей оставаться незачем. Я предложил матери сходить в Горупро и договориться об обучении экстерном. Тогда, более десяти лет тому назад, это было довольно смелое предложение, — в то время такая практика была редкостью.
История имеет продолжение.
Спустя год случайно встретился на улице с Сашиной матерью. Оказалось, что моё предложение сработало, — Саша успешно закончила девятый класс. Мать была очень довольна.
А я в тот момент жалел об упущенных возможностях…
Если бы я был у Саши что-то вроде репетитора, то она за один год уже окончила бы среднюю школу и была готова к поступлению в институт. Потеря темпов произошла потому, что её консультировали, по сути дела, те же учителя, пусть и из другой школы. Т.е. они её не понимали, а я — понимал.
Почему я не стал репетитором? Потому что не предлагал. Потому что в денежном отношении я щепетилен, — деньги должны быть заработанными, а услуги не навязанными.
Мне думалось, что Сашина мать должна была сама сделать какие-то шаги навстречу. Теперь, вспоминая прошлое, я понял, что эти шаги делались, но в такой форме, что я их не воспринял.
Что я хотел сказать этим сообщением?
В древнегреческой мифологии известен Прокруст — великан-разбойник, который насильно укладывал путников на ложе, получившее называние "прокрустово". Слишком длинным людям Прокруст отрубал ноги, а слишком коротких людей вытягивал до стандарта. В общем, мучил людей, издевался над ними.
Точно также и школа. Дети с ограниченными возможностями в обычной школе обучаться не могут. Но, приведённый пример показывает, что талантливые и нестандартные дети тоже, бывает, оказываются в школе изгоями.
Вот и получается, что современная школа — прокрустово ложе.
Дополнение к сообщению «Школа — прокрустово ложе?»
Последние комментарии