Вы здесь

Управление эмоциями

 

Проблема управления, регуляции эмоциями развивается в настоящее время в двух направлениях.

Первое — это меры психологического и социального порядка.

Наметился ряд способов воспитания отрицательных эмоций, предотвращения их нежелательных последствий для организма человека.

Первый способ ликвидации нежелательных последствий отрицательных эмоций — переключение, например, на мышечную деятельность, на физическую работу.

Другой способ — «разряжение» тягостного переживания. В народе с давних пор говорят: «Поплачь — будет легче». И в этом случае эмоциональное возбуждение «разряжается» через управляемые компоненты эмоций.

Очень надежный способ ликвидации последствий неприятных эмоциональных переживаний — переключение на любое другое, любимое для данного человека дело. В нем он получит эмоциональное удовлетворение и, стало быть, положительную эмоцию. Последняя же без остатка ликвидирует последствия неприятной эмоции.

Все названные способы управления эмоциями касались уже развившейся неприятной эмоции. Воспитание же эмоций в глубоком смысле должно заключаться не в умении подавлять некоторые их внешние компоненты или «разряжать» возникшую эмоцию, а в умении не позволять ей в определенной обстановке возникнуть вообще.

Ведь эмоции так же поддаются воспитанию и тренировке, как и наши мускулы. Но начинать воспитание эмоций, как и мышц, естественно, надо с детства. Главная задача такого воспитания состоит в том, чтобы выработать у ребенка умение более сильными социальными побуждениями полностью разрушить условия формирования той или иной отрицательной эмоции.

Проблема воспитания эмоций должна занять более важное место в педагогике. К сожалению, в настоящее время эта работа проводится крайне недостаточно. По существу дела еще не разработаны научные методические рекомендации по этому вопросу. А как бы был полезен учебник по воспитанию эмоций!

Второе направление регуляции эмоциями экспериментальное.

Физиологи располагают в настоящее время многими средствами экспериментального управления эмоциями животных.

Мы уже упоминали выше о том, что различные эмоциональные состояния могут быть вызваны или, наоборот, подавлены электрическим раздражением различных подкорковых структур через вживленные электроды. Именно таким путем можно воздействовать у животных на эмоции голода, жажды, страха, агрессии, полового возбуждения и др.

Такие же реакции можно вызвать при химическом воздействии на эти же структуры мозга путем микроинъекций различных химических веществ. Это указывает на то, что каждое эмоциональное состояние характеризуется своей специфической химией. Отсюда открываются широкие перспективы направленных воздействий на эмоциональные состояния с помощью специальных веществ, известных под названием «психофармакологических».

В качестве примера такого направленного фармакологического воздействия на различные эмоциональные состояния животного может служить эксперимент, проведенный в нашей лаборатории В. Гавличеком. В определенной обстановке в течение нескольких дней кролику производилось электрокожное раздражение. В результате такого воздействия у него возникало паническое состояние страха. Естественно, что в этих условиях кролик, будучи даже голодным, отказывался от предлагаемой еды. Совершенно другая картина наблюдалась после введения ему аминазина. Через несколько минут кролик в той же обстановке набрасывался на пищу и начинал ее есть. Аминазин в данном опыте избирательно блокировал эмоциональные механизмы страха и тем самым позволил проявиться голодному возбуждению.

Аналогичным образом в настоящее время намечаются пути направленного избирательного действия психофармакологическими веществами на другие эмоциональные состояния — голод, жажду, половое возбуждение и т. д. Наряду с такого рода экспериментами ведутся исследования действия веществ, введение которых в организм вызывает необычные, близкие к галлюцинаторным, эмоциональные ощущения.

В механизме действия психофармакологических веществ на эмоциональные реакции животных и человека необходимо учитывать следующее обстоятельство. Как мы указывали выше, эмоциональное возбуждение охватывает комплекс корково-подкорковых образований, в котором тоническая роль принадлежит подкорковым структурам и, в частности, гипоталамическим. Оказалось, что именно эти структуры обладают наиболее высокой чувствительностью к действию психофармакологических веществ. При введении их всегда надо учитывать, на какое звено того или иного эмоционального комплекса оказали действие эти вещества и какие вызывали изменения в поведении животных и человека.

Путем экспериментального воздействия на эмоциональный аппарат создаются реальные перспективы искусственного управления целенаправленными реакциями животных и человека, изменения их психической деятельности.

Понятно, что решение такой задачи возлагает огромную ответственность на ученых всего мира, поскольку полученные знания могут быть использованы как для блага, так и в опасном для человечества направлении в зависимости от того, каким целям они будут служить.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.