Вы здесь

Солнечные циклы и эпидемии

 

 

Солнечные бури вызывают геомагнитные бури, а последние сопровождаются полярными сияниями. Поэтому и магнитные бури и полярные сияния так же, как и солнечная активность, подчинены 11-летней цикличности.

 

Это можно видеть из рис. 20, на котором показано одновременное изменение относительных чисел солнечных пятен, количества полярных сияний и магнитной активности.

Солнечная активность изменяется в виде отдельных активных периодов, как это показано на рис. 21. В верхней части рисунка показано изменение процесса образования солнечных пятен в год минимальной (вверху) и максимальной (внизу) солнечной активности. При продвижении от минимума к максимуму количество солнечных пятен постепенно увеличивается. Пятна на Солнце появляются все в большем количестве и имеют большую продолжительность во времени. Скачками увеличивается количество излучаемой солнечными пятнами энергии по мере продвижения от минимума к максимуму.

 

 

Как было показано многочисленными исследованиями, и прежде всего в работах А. Л. Чижевского, солнечная активность самым тесным образом коррелирует с различными эпидемиями и пандемиями. Рассмотрим, следуя А. Л. Чижевскому, эту связь более детально. Начнем с эпидемии и пандемии азиатской холеры. Было установлено, что холерные пандемии, бывшие в прошлом столетии, тесно связаны с изменением солнечной активности за этот период. Именно в годы максимальной солнечной активности холерные пандемии резко усиливаются и охватывают огромные пространства. При низкой солнечной активности, как правило, холера не наблюдалась. Если рассматривать ход холерных пандемий за более короткие периоды, то они показывают такую же зависимость от солнечной активности. А. Л. Чижевским были сопоставлены данные о смертности от холеры в Индии за период 1902 — 1924 гг. и показатели солнечной активности. Выяснилось, что не только средние кривые интенсивности холеры и солнечной активности идут параллельно, но и резкие эпизодические усиления или ослабления активности Солнца совпадают во времени с такими же усилениями и ослаблениями смертности от холеры. Так были установлены периоды пандемий продолжительностью в 2,65 и 5,5 года. Эти периоды составляют четверть и половину продолжительности солнечного цикла.

Очень сильная вспышка эпидемии холеры в 1892 г. в Гамбурге совпала в большой точностью с резким усилением солнечной активности в августе того же года. 20 августа 1892 г. произошел взрыв эпидемии, и заболеваемость за короткое время достигла 1000 человек в день. Всего в Гамбурге было зарегистрировано 17 тыс. случаев холеры со смертельными исходами в 8605 случаях. На рис. 22, согласно А. Л. Чижевскому, показана описанная связь между эпидемией холеры и активностью Солнца.

Были проанализированы материалы о заболеваемости холерой в России по годам за 100 лет, начиная с первой холерной эпидемии в 1823 г. Оказалось, что наибольшее число заболеваний холерой приходится на годы максимальной солнечной активности (годы 1831, 1848, 1871, 1892 и 1915). Периоды с минимальным количеством заболевания холерой приходятся на годы минимальной солнечной активности (это годы 1823, 1833, 1857, 1912).

Описанная выше связь между солнечной активностью и заболеваемостью холерой в России за период с 1823 по 1923 г. показана на рис. 23. Обе кривые идут почти параллельно.

Перейдем к рассмотрению эпидемий гриппа. Эпидемии гриппа часто сопровождают эпидемии  холеры, предшествуя друг другу или следуя одна за другой. Это было замечено давно. Эпидемия гриппа в 1815 — 1816 гг. предшествовала эпидемии холеры в 1816 — 1823 гг. Близко от наиболее сильных  вспышек второй пандемии холеры (1826 — 1838 гг.) наблюдалась эпидемия гриппа в 1828 — 1832 и в 1836 — 1837 гг. Третья пандемия холеры сопровождалась эпидемиями гриппа в 1848 и 1860 гг. Четвертая пандемия холеры в 1863 — 1875 гг. совпала в конце своего периода с эпидемией гриппа в 1873 — 1875 гг. Шестая пандемия холеры возникла в 1892 г. сразу после окончания эпидемии гриппа, которая имела место в 1889 — 1891 гг.

А. Л. Чижевским анализировались данные об эпидемиях гриппа за 500 лет. Было показано, что истинный период эпидемий гриппа составляет в среднем 11,3 года. Были сопоставлены эпидемии гриппа с солнечной активностью. Оказалось, что большинство эпидемических эпох приходится на периоды, когда солнечная активность нарастает или же уменьшается, т. е. гриппозные эпидемии возникают между минимумом-максимумом и максимумом-минимумом солнечной активности. Начало эпидемии гриппа, которая расположена между одним минимумом и другим (соседним), либо отстает от ближайшего максимума, либо опережает его. Конечно, влияние активности Солнца на эпидемии гриппа проявляется только в среднем. Эпидемии могут различно располагаться на кривой солнечной активности в зависимости от действия других причин. Но они появляются преимущественно именно за 2 — 3 года до или после максимума солнечной активности. Это иллюстрируется рис. 24.

Период между двумя волнами одной и той же эпидемии гриппа оказался равным в среднем трем годам. Длительность отдельной эпидемии гриппа в одном периоде, рассчитанная как среднее арифметическое, оказалось равной двум годам.

Пределы колебаний максимумов солнечной активности по годам были сопоставлены с пределами колебаний эпидемий гриппа. Было установлено, что эти пределы налагаются один на другой, составляя между собой большие периоды, свободные от эпидемий гриппа. Эти периоды приходятся на годы минимума солнечной активности.

На рис. 25 показана диаграмма, иллюстрирующая связь распространения гриппа во французской армии с солнечной активностью. На рис. 26 показана связь заболеваемости гриппом в США с солнечной активностью.

 

 

 

Таким образом, распространение эпидемий гриппа не является произвольным, а находится в прямой связи с изменением солнечной активности.

Полученные данные позволяют делать прогнозы эпидемий гриппа. Можно предсказать, какие интервалы в 11-летнем цикле солнечной активности наиболее опасны для возникновения и развития эпидемий гриппа. Так же можно предсказывать и периоды, свободные от гриппозных эпидемий.

В годы минимальной солнечной активности, как показал А. Л. Чижевский, встречаются только небольшие пространственно-изолированные эпидемии гриппа, тогда как в периоды максимальной солнечной активности пандемии гриппа стихийно охватывают огромные территории и уносят наибольшее число жертв.

На основании анализа эпидемий гриппа 1889 — 1891 гг. было установлено, что максимум заболевания наступает через каждые 33 недели. На основании такой закономерности осенью 1919 г. была предсказана вспышка эпидемии гриппа в январе 1920 г. Эпидемиологи установили, что время от времени эпидемии гриппа принимают особенно жестокие формы. Такие периоды повторяются через 35 лет. С другой стороны, и в солнечной активности был найден период, весьма близкий к 35 годам (33, 37,5 года).

Подведем итоги. Период эпидемий гриппа имеет продолжительность в среднем 11,3 года и равен периоду солнечной активности. Эпидемии гриппа начинаются за 2,3 года до максимума солнечной активности или спустя 2,3 года после максимума. Длительность эпидемии гриппа (повсеместно) в каждом 11-летнем цикле в среднем равна 4 годам. Если эпидемия дает вторую волну в том же цикле солнечной активности, то она отстоит от окончания первой волны эпидемии в среднем на три года. Спустя три года после минимума солнечной активности можно ожидать первую волну эпидемии гриппа. Но он только приближает или отдаляет вспышку эпидемии1.

Рассмотрим связь между возникновением и распространением чумы и солнечной активностью. Отсутствие даже в течение длительного времени заболеваний чумою среди людей в каком-либо месте еще не означает, что вирус чумы здесь отсутствует. Чума может возродиться после 10-летнего ее отсутствия, так как чумной вирус может храниться и размножаться в организме животного, например крысы. Какие-то факторы модифицируют патогенную способность чумного вируса и тем самым кладут начало эпидемии чумы или же прекращают их победоносное шествие.

Анализируя даты эпидемии чумы за период с VI по XVII столетие, А. Л. Чижевский показал, что они весьма хорошо совпадают с датами максимальной солнечной активности. В XVIII это соответствие не полное. В XIX, за исключением одного периода, эпохи эпидемий чумы чередуются последовательно то с временным максимумом, то с минимумом солнечной активности. Почему имеется такое различие в древних и более поздних данных? Наиболее вероятно, что причина здесь в том, что более древние данные отражают только наиболее выдающиеся случаи, которые наблюдались при максимальной солнечной активности.

При максимальной солнечной активности эпидемии чумы имеют больше шансов возникнуть и получить более широкое распространение, чем при низкой солнечной активности.

На рис. 27 показано изменение смертности от эпидемий, главным образом от чумы, в Аугсбурге с 1510 до 1650 г. Кружочками внизу графика обозначено время максимумов солнечной активности. Видно, что именно в эти годы была наибольшая смертность от эпидемических заболеваний и главным образом от чумы.

 

 

 

Эпидемиологи установили, что эпидемии дифтерии появляются приблизительно через 10 лет. Продолжительность каждой эпидемии равна нескольким годам со светлыми промежутками между эпидемиями в 6 — 7 лет. Заболеваемость дифтерией изменяется в фазе или противофазе с солнечной активностью. Часто максимумы заболеваемости отстают или упреждают максимумы солнечной активности. Кривые заболеваемости дифтерией сохраняют то же число подъемов и падений, т. е. то же число максимумов и минимумов, что и кривая солнечной активности.

На рис. 28 показана связь между дифтерией в Дании за период 1860 — 1912 гг. и солнечной активностью. Кривая дифтерии смещена на 5 лет вправо.

 

 

Эпидемическое воспаление оболочек головного и спинного мозга — цереброспинальный менингит — также зависит от солнечной активности. Его возбудителем является менингококк, хорошо изученный в лаборатории. А. Л. Чижевским установлено, что возникновение и обострение эпидемий цереброспинального менингита приходится на периоды максимальной солнечной активности.

Эпохи минимумов солнечной активности характеризуются ослаблением и сокращением этих эпидемий.

Анализ большого количества данных показал, что годы солнечных максимумов сопровождались эпидемиями цереброспинального менингита. На эпохи минимумов солнечной активности приходились только окончания и затухания эпидемий.

На рис. 29 показана найденная А. Л. Чижевским зависимость эпидемий цереброспинального менингита (обозначено черными значками) от солнечной активности за период с 1800 по 1935 г.

 

 

Широко исследовалось также влияние атмосферного электричества на различные эпидемии. Была установлена связь между изменением атмосферного электричества и рядом физиологических процессов и нервно-психических явлений в организме человека. Максимум физиологического воздействия для всех исследованных явлений наступает спустя один день после максимума величины атмосферного электричества.

Жизнедеятельность всей микрофлоры на Земле зависит от солнечной активности. Степень предрасположенности человека к заболеваниям также находится в зависимости от солнечной активности, благодаря колебаниям физико-химических реакций организма. Весь органический мир от микро- до макроорганизмов ощущает изменение в притоке энергии от Солнца.

Необходимо еще указать на зависимость от солнечной активности брюшного тифа, дизентерии и ревматизма. Обнаружена явная зависимость между солнечной активностью и смертностью от брюшного тифа. После введения хлорирования воды эта зависимость исчезает. А. Л. Чижевский обращает внимание на то, что как только человек вносит искусственный фактор в борьбу с болезнью, естественное течение эпидемии в зависимости от активности Солнца немедленно нарушается.

Почти все эпидемии скарлатины в XVI — XVII вв. тоже совпадают с максимальной солнечной активностью. В XVIII в. эта болезнь обширно распространилась, и поэтому резкая и отчетливая связь ее эпидемий с максимумами солнечной активности нарушилась. Тем не менее, многие из вспышек скарлатины в XVIII в. достаточно хорошо совпадают с солнечными максимумами.

Семь первых исторических эпидемий бешенства (гидрофобия) приходятся на эпохи максимумов, а остальные — то на максимумы, то на минимумы. Промежуточные же годы — между максимумами и минимумами — остаются более или менее свободными от заболеваний.

Болезнь попугаев (пситтакоз) — острая инфекционная болезнь. Наиболее крупные эпидемии ее совпадают либо с максимумом солнечной активности, либо с эпохами минимумов.

Сопоставление данных о солнечной активности и заболеваемостью ревматизмом, также проведенное А. Л. Чижевским, показало, что скачки заболеваний видны как в максимумы, так и в минимумы солнечной активности. Но в максимумы солнечной активности эти скачки значительно больше, чем в минимумы. Такого же рода двойной период замечается и в магнитных бурях, когда в минимумы солнечной активности видно усиление магнитной активности.

Мы не имеем возможности более полно излагать широко известные результаты, полученные основателем гелиобиологии А. Л. Чижевским. Собственно, в этом и нет необходимости, так как читатель сможет ознакомиться с ними, читая книги самого автора этих знаменитых исследований.

 

  • 1. Деятельность человека искажает естественное развитие эпидемий. Побеждена оспа. Значительно ослаблены такие болезни, как холера, чума, дифтерия  и т.п. Однако, не все изменения со знаком плюс. Эпидемии гриппа из-за мобильности людей усилились и, фактически, мы живём в условиях непрекращающейся пандемии гриппа. — Прим. админа.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.