Из документальной книги друга Э. Резерфорда Александра Ива можно узнать, что предки ученого родом из Шотландии.
Дед великого физика шотландец Джордж Резерфорд был по профессии колесным мастером. На Британских островах времен телег и кэбов это неведомое нам теперь ремесло, конечно, было широко распространенным. На колесных мастеров, очевидно, был почти такой же спрос, как в наш век — на автомехаников. Профессия эта часто передавалась из поколения в поколение. И если кто-нибудь сворачивал с пути, выбранного отцом и дедом, его считали чуть ли не вероотступником.
В 1842 году Джордж перебрался из Шотландии на острова Новой Зеландии, затерявшиеся в бескрайнем Тихом океане.
Почти через сто лет его внук Эрнест шутливо заметит на обеде в Королевском обществе в Лондоне, что если бы не капитан Кук, открывший Новую Зеландию, то он, Резерфорд, не смог бы председательствовать на этом торжестве...
Поездка Джорджа через океан навстречу неизвестности свидетельствовала о его незаурядной смелости и предприимчивости.
Джордж был натурой деятельной. Хотя он и не получил образования, но имел немалый запас знаний, почерпнутых в основном из общения с людьми, в том числе и образованными владельцами экипажей и карет. Главное, у него было смелое воображение. Если бы не это, то вряд ли даже бедность, царившая в доме, могла бы согнать Джорджа с насиженного места, заставить бросить свою кузницу, Шотландию своих предков и отправиться по свету в поисках счастья...
Компания, печатавшая свои объявления в «Таймсе» и других британских газетах, вербовала переселенцев на полудикие острова, расположенные за тысячи миль от Британии. Там до Кука не было европейцев, а жили лишь племена аборигенов маори.
Семья Джорджа Резерфорда состояла из трех человек, включая трехлетнего Джеймса. Вместе с пожитками они погрузились на борт парусного судна «Фиби Данбар» и, провожаемые расчувствовавшимися родными и знакомыми, поплыли навстречу неизвестности.
Плавание от Англии до Новой Зеландии продолжалось шесть с половиной месяцев. Можно себе представить, сколь тягостными они показались нашим путешественникам. Достаточно сказать, что уже в самом начале пути старый скрипучий парусник, проходя Бискайский залив, попал в сильный шторм и только чудом удержался на плаву. Пассажиры во время бури усердно молились о своем спасении. Моряки же, кроме того, полагались на свое уменье и сноровку...
Наконец, наступил долгожданный день, когда перед глазами измученных и обессиленных морской дорогой эмигрантов предстала живописная бухта южного острова архипелага Новой Зеландии.
В Шотландии Джеймс скорее всего унаследовал бы профессию отца, но на необжитых островах Новой Зеландии спроса на колесных мастеров почти не было. И он стал мельничным механиком и фермером-льноводом.
Я описал переезд Джорджа Резерфорда с сыном Джеймсом из Шотландии на острова Новой Зеландии, может быть, несколько подробнее, чем требуют обстоятельства. Зачем это понадобилось? А просто всякая история, в том числе история жизни гениального физика Эрнеста Резерфорда, сына фермера Джеймса, имеет предысторию. И кто знает, может быть, не случись переселения Джорджа в Новую Зеландию, рождение ядерной физики отодвинулось бы на неопределенный срок...
Джеймс женился на шотландской эмигрантке Марте Томсон — одной из первых учительниц на Новой Зеландии. После свадьбы молодожены своими руками построили домик — бунгало среди гигантских папоротников в живописной местности Брайтуотер. Здесь 30 августа 1871 года у них родился сын Эрнест Резерфорд. Эрнест был в семье четвертым ребенком, а после него у Резерфордов родилось еще восемь детей. Но лишь один из двенадцати оказался наделенным исключительными способностями.
В период обучения Эрнеста в начальной школе семье приходилось несколько раз переезжать с места на место. Соответственно менялась и школа. Резерфорд окончил её в Хейвлоке с рекордным числом баллов — пятьсот восемьдесят из шестисот возможных — и получил премию в пятьдесят фунтов. В то время эта была немалая сумма, позволившая Эрнесту продолжить образование.
Юношу приняли в пятый класс колледжа в Нельсоне. Учителя сразу обратили внимание на его исключительные способности к математике. В школьном дневнике отмечалось: «Очень быстро соображающий и многообещающий математик, легко завоевавший первенство». Но математиком, как известно, Резерфорд не стал.
Хорошо давались Эрнесту также естественные и гуманитарные науки. Почти во всех классах он получал награды и премии по химии, физике, английской литературе, латинскому и французскому языкам. Но он не стал, как мы знаем, ни химиком, ни филологом. Впрочем, однажды впоследствии его сочли химиком, но об этом позже.
Пожалуй, он проявлял склонность и к технике. По крайней мере юный Резерфорд очень интересовался устройством различных машин, механизмов, в частности часов, последние он любил разбирать, хотя обратный процесс ему не всегда удавался. Он также строил модели водяных мельниц. Это увлечение объяснялось тем, что Джеймс брал сына с собой на строительство водяных мельниц. В те годы на Новой Зеландии, где было множество водопадов, рек и озер, еще богатых рыбой, их сооружали в большом количестве.
По окончании Нельсоновского колледжа Резерфорд был принят в Кентерберийский университет (тоже называвшийся колледжем), незадолго до этого основанный в городе Крайстчерче. В этом высшем учебном заведении в те годы занималось всего сто пятьдесят студентов. Их обучали семь профессоров. Здесь Эрнест серьезно увлекся точными и естественными науками.
К счастью, в Кентерберийском колледже нашлись учителя, владевшие даром прививать своим подопечным любовь к науке и интерес к работе исследователей.
Профессор физики и химии Бикертон пользовался репутацией чересчур либерального; высказываемые им идеи были не просто оригинальны, они часто шли в разрез с научными теориями того времени. Профессор Кук, наоборот, придерживался консервативных взглядов в математике. Несмотря на это, он блестяще преподавал свой предмет и искусно воспитывал у студентов любовь к нему.
Куку Резерфорд обязан основательными математическими знаниями. Они помогали ему трезво оценивать подчас фантастические идеи Бикертона в области физики и химии. В то же время смелые научные взгляды Бикертона позволяли молодому человеку критически относиться к консерватизму Кука.
В Кентерберийском университете Резерфорд охотно участвовал в научных и общественно-политических дискуссиях, проводимых студентами. В них принимали участие и преподаватели. Будучи разносторонне развитым, Резерфорд был способен по нескольку часов подряд обсуждать вопросы физики, химии, механики, литературы и искусства, древнегреческой мифологии или даже алхимии. Среди студентов нашлось так много любителей поспорить на темы науки и политики, что в 1891 году они решили организовать в колледже научное студенческое общество. Предполагалось регулярно устраивать дискуссии по различным вопросам, главным образом в области точных и гуманитарных наук. Каждому студенту предоставлялось право выступить на собрании с сообщением на любую тему.
Резерфорд тогда учился на втором курсе. На первом же заседании общества он выступил с докладом «Эволюция элементов». В то время такое название казалось более чем странным. Резерфорд-второкурсник высказал мысль, что все атомы представляют собой сложные образования, состоящие из одних и тех же элементарных частиц. Подобное предположение могло показаться чистейшей фантазией. И вот почему.
К тому времени гипотеза английского ученого Праута о том, что атомы всех элементов, в том числе и первоэлемента «протила», образованы из атомов водорода, считалась окончательно опровергнутой. А ведь только она, казалось, могла возбудить идеи о взаимном родстве всех атомов. Атомистическая теория Джона Дальтона была общепризнанной. Никогда ученые не говорили более уверенно о неделимости атома, чем в конце прошлого века. В этой связи высказывание Резерфорда о том, что все атомы построены из одних и тех же частиц, показалось его товарищам абсурдным. Некоторые студенты тотчас же горячо опровергли утверждения Эрнеста. Но если доклад Резерфорда был воспринят как далекий от реальности, то вполне реальными были результаты некоторых исследований электромагнитных волн, выполненных им в колледже.
Резерфорда заинтересовало открытие электромагнитных волн немецким физиком Генрихом Герцем, экспериментально подтвердившим правильность теории Максвелла. И он решил провести некоторые опыты для выяснения свойств электромагнитных волн, которые тогда называли волнами Герца. Для этого ему пришлось все свободное время проводить в маленьком неуютном сарае с цементным полом, служившим студенческой физической лабораторией. Это помещение называли «пещерой» или «берлогой».
Будущий ученый в серии опытов прежде всего показал, что электромагнитные волны при возбуждении их переменным током высокой частоты вызывают быстрое размагничивание стальной проволоки. Затем он начал разрабатывать методы обнаружения электромагнитных волн с помощью пучка намагниченных до насыщения иголочек. При возбуждении электромагнитными волнами токов высокой частоты иголки размагничивались.
В этих опытах двадцатитрехлетний Резерфорд проявил экспериментаторское искусство, которое в те времена было редкостью среди студентов, даже испытывавших особый интерес к физике. Тогда физику изучали, слушая лекции, на которых демонстрировались элементарные опыты. Практических занятий почти не было, своих экспериментов студенты, как правило, не ставили.
Все приборы, с помощью которых Резерфорду удалось измерить явления размагничивания, были изготовлены им собственноручно.
Первая экспериментальная работа Резерфорда по электромагнитным волнам была опубликована в студенческом журнале и произвела большое впечатление на преподавателей и студентов колледжа. Студент стал «знаменитостью» среди жителей города.
Впоследствии Резерфорд взял с собой в Кембридж построенный им приемник электромагнитных волн. По пути в Англию пароход сделал остановку в австралийском городе Аделаида, и Резерфорд демонстрировал свой приемник известному физику Вильяму Брэггу-отцу, работавшему там; Брэгг высоко оценил этот прибор.
Работы по практическому применению «волн Герца», выполненные юным Резерфордом, имели некоторое значение для развития радиотелеграфии. Так, Резерфорд познакомил Маркони, посетившего Кембридж, с устройством своего приемника, и итальянский инженер занялся его усовершенствованием.
Сам же Резерфорд посвятил свою жизнь совсем другой сфере научной деятельности.
...Молодой человек с отличием окончил Кентерберийский колледж, и впервые перед ним возникла серьезная жизненная проблема: что делать дальше?
Ему представилась возможность поступить преподавателем физики в хайскул (среднюю школу) в Крайстчерче, и Резерфорд, хотя не испытывал влечения к педагогической работе, стал учителем.
Деятельность школьного учителя окончилась для Резерфорда неудачей. Это, наверное, было результатом слишком сильного увлечения наукой. Рассказывая ученикам о новых открытиях в области магнетизма и электричества, учитель забывал о том, что перед ним дети и его объяснения непонятны им. Во время его урока в классе возникали шум и беспорядок, которых Резерфорд долго не замечал. Иногда, правда, он выставлял самого шумного ученика из класса, требуя принести журнал, чтобы поставить провинившемуся единицу за поведение. Но ученики быстро научились злоупотреблять добротой и забывчивостью учителя. Они знали, что, как только преподаватель увлечется вновь собственным рассказом, можно будет незаметно проскользнуть обратно в класс без журнала и избежать наказания.
Резерфорд, создавший впоследствии одну из крупнейших в мире научных школ, воспитатель обширной плеяды физиков, не мог справиться с мальчиками и девочками, сидевшими за партами в крайстчерческой школе.
Будущий ученый проучительствовал недолго, но даже неудачная деятельность на этом неблагодарном поприще оставила у него на всю жизнь интерес к средней школе и ее питомцам.
Спустя несколько месяцев после того, как Резерфорд стал школьным учителем, он узнал о присуждении ему «Стипендии 1851 года». Эта стипендия была создана из части доходов Всемирной выставки в Лондоне, состоявшейся в 1851 году. Выставка размещалась в уникальном сооружении того времени — Хрустальном дворце, специально построенном для нее. (Впоследствии Хрустальный дворец был уничтожен пожаром.)
«Стипендия 1851 года» присуждалась наиболее талантливым выпускникам провинциальных университетов.
Она составляла значительную сумму, позволяющую им в течение 2 — 3 лет проходить стажировку в одном или нескольких известных университетах Англии. Право выбора университета предоставлялось стипендиату.
Резерфорд получил «Стипендию 1851 года» неожиданно. Первым кандидатом на эту крупную стипендию был другой выпускник, но по неизвестным нам причинам он не смог воспользоваться ею. Неизвестно нам и имя этого человека. Это обстоятельство еще раз подтверждает истину, что хорошая успеваемость студента не всегда свидетельствует о его научном даровании.
Весть о присуждении «Стипендии 1851 года» принесла Резерфорду мать, заставшая его на огороде, где он выкапывал картошку. Резерфорд будто бы радостно засмеялся, бросил лопату и воскликнул: «Это последняя картошка, которую я выкапываю». Сказал ли он так, невозможно проверить, но именно эта простая фраза вошла во многие биографии Резерфорда, написанные после его смерти.
Как читатель уже знает, Резерфорд избрал для стажировки Кембриджский университет, где работал знаменитый физик Джозеф Томсон.
Теперь ему предстояло проделать такое же далекое путешествие по океану, какое более полувека назад совершил его дед, только в обратном направлении. Но Джордж Резерфорд плыл от Британских островов к берегам Новой Зеландии на маленьком паруснике. Ко времени Эрнеста Резерфорда парусный флот отжил свой век, и внук колесного мастера совершил поездку на большом океанском пароходе.
В первый раз он покидает остров своего детства и юности, дорогую сердцу Новую Зеландию. Он оставляет здесь родителей и невесту — студентку Кентерберийского университета Мери Ньютон. Ей суждено будет стать его женой.
Добавить комментарий