Эрнест Резерфорд. Так звали молодого человека, в один прекрасный день 1895 года переступившего порог знаменитого Кембриджского университета.
Юноша приехал в Англию издалека. Это было ясно по его румяному лицу, вобравшему свежесть иного воздуха, неведомого в британских городах даже в ту пору. Недавно Эрнест окончил Кентерберийский университет, находившийся за тридевять земель от Кембриджа — в городе Крайстчерч на островах Новой Зеландии.
Резерфорд впервые попал в Кембриджский университет именно в том году, который впоследствии он сам назовет границей между старой, классической, и новой, современной, физикой. Рубеж был четким и определялся одним великим событием: в тот год профессор физики Вильгельм Конрад Рентген из небольшого провинциального университета (Вюрцбург, Германия) открыл Х-лучи. По словам Резерфорда, это открытие, как «само по себе, так и по последствиям, оказало огромное влияние на прогресс науки». Физики вступили в мир невидимого. В этом мире будет интенсивно протекать их деятельность в течение всего XX века.
Однако молодой Резерфорд, прибывший в Кембридж, не слыхал еще об Х -лучах. В Новой Зеландии он интересовался электромагнитными волнами. И сделавшись стажером в Кавендишской лаборатории, молодой ученый под руководством Джозефа Томсона занялся опытами по передаче на расстояние электромагнитных волн (теперь мы сказали бы короче — «по радиосвязи»).
Но в 1896 году во Франции профессором Беккерелем открыто новое явление — радиоактивность. Резерфорд заинтересовался сообщением об этом. Несколько лет упорной самоотверженной работы понадобилось для того, чтобы он совместно с выдающимся английским химиком Фредериком Содди создал теорию радиоактивности. Завершился этот труд уже в Канаде, куда Резерфорд переехал из Англии.
Впереди было и открытие, которое сделало Резерфорда, по словам нашего соотечественника академика Б. М. Кедрова, «символом современной ядерной физики, носителем новейшей революции в естествознании». Речь идет о создании Резерфордом ядерной модели атома и осуществлении первых в мире ядерных реакций. Это послужило началом новой — ядерной — эры земной цивилизации.
Достижения Резерфорда, как считает другой выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат академик П. Л. Капица, несомненно «стоят наравне с рядом сейчас уже общепризнанных и хорошо всем известных фундаментальных открытий, которые были сделаны в физике Галилеем, Франклином, Ньютоном, Ломоносовым, Фарадеем, Герцем».
В наши дни в представлениях людей гениальные открытия Резерфорда прежде всего связываются с гигантскими ядерными энергетическими установками и сверхмощным разрушительным оружием.
Сам Резерфорд предполагал, что созданная им наука будет использована в технике, в том числе и военной. Но считал, что это случится не раньше чем в XXI веке.
Как известно, это мнение не оправдалось, и еще при жизни Резерфорда его ученик Джеймс Чедвик открыл новую ядерную частицу — нейтрон, в результате чего техническое и военное использование ядерной энергии вскоре стало реальностью.
Новые поколения физиков и техников, занятые своими насущными проблемами, нечасто вспоминают об эпохе первых идей и исследований ядра атома, проводившихся с единственной и благородной целью — обогатить человеческие познания о природе.
Каким же был Резерфорд как физик и человек? Существует много воспоминаний его учеников, где подробно описываются его внешность, привычки, отношение к людям. У нас нет оснований сомневаться в этих оценках. Но, конечно, никому не дано постигнуть тайну его поразительного дара исследователя.
Сейчас на физическую науку тратятся громадные средства. Она располагает грандиозными научно-исследовательскими центрами, усовершенствованы методы осуществления физических экспериментов, и во многом наука движется вперед усилиями целых коллективов. Однако роль гениальных ученых в прогрессе человечества по-прежнему велика. Критерии гениальности со временем могут меняться. Но, как и раньше, рождением идей, способствующих открытию нового в естествознании, помогающих глубже заглянуть в окружающий нас мир, мы обязаны отдельным высокоодаренным людям, их дару предвидения, чутью, научной интуиции.
Эту мысль подчеркнул недавно и академик П. Л. Капица в докладе «Роль выдающегося ученого в развитии науки». Он утверждал, что и в наши дни движение науки «обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей».
К таким людям принадлежал и Резерфорд.
В августе 1971 года в Московском государственном университете состоялся коллоквиум, посвященный 100-летию со дня рождения Резерфорда. И его кульминацией стали документальные кадры, запечатлевшие Резерфорда во время чтения им лекции об атомном ядре.
Демонстрация фильма продолжалась всего несколько минут. Но какая торжественная тишина воцарилась в это время в большом переполненном людьми зале! Как были прикованы взоры к экрану, с которого на присутствующих взглянула история!
С именем Резерфорда мы связываем не только крупнейшие достижения физики XX столетия. Этот образ символизирует для нас черты подлинного ученого: высокие гражданские качества, смелость воображения, оригинальность мышления, искусство экспериментатора, способность воспитывать молодежь.
Все это дало основание П. Л. Капице сказать: «Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только национальной гордостью того государства, где они родились и работали, они становятся гордостью всего человечества».
Добавить комментарий