Эрнест Резерфорд. Так звали молодого человека, в один прекрасный день 1895 года переступившего порог знаменитого Кембриджского университета.

Юноша приехал в Англию издалека. Это было ясно по его румяному лицу, вобравшему свежесть иного воздуха, неведомого в британских городах даже в ту пору. Недавно Эрнест окончил Кентерберийский университет, находившийся за тридевять земель от Кембриджа — в городе Крайстчерч на островах Новой Зеландии.

Резерфорд впервые попал в Кембриджский университет именно в том году, который впоследствии он сам назовет границей между старой, классической, и новой, современной, физикой. Рубеж был четким и определялся одним великим событием: в тот год профессор физики Вильгельм Конрад Рентген из небольшого провинциального университета (Вюрцбург, Германия) открыл Х-лучи. По словам Резерфорда, это открытие, как «само по себе, так и по последствиям, оказало огромное влияние на прогресс науки». Физики вступили в мир невидимого. В этом мире будет интенсивно протекать их деятельность в течение всего XX века.

Однако молодой Резерфорд, прибывший в Кембридж, не слыхал еще об Х -лучах. В Новой Зеландии он интересовался электромагнитными волнами. И сделавшись стажером в Кавендишской лаборатории, молодой ученый под руководством Джозефа Томсона занялся опытами по передаче на расстояние электромагнитных волн (теперь мы сказали бы короче — «по радиосвязи»).

Но в 1896 году во Франции профессором Беккерелем открыто новое явление — радиоактивность. Резерфорд заинтересовался сообщением об этом. Несколько лет упорной самоотверженной работы понадобилось для того, чтобы он совместно с выдающимся английским химиком Фредериком Содди создал теорию радиоактивности. Завершился этот труд уже в Канаде, куда Резерфорд переехал из Англии.

Впереди было и открытие, которое сделало Резерфорда, по словам нашего соотечественника академика Б. М. Кедрова, «символом современной ядерной физики, носителем новейшей революции в естествознании». Речь идет о создании Резерфордом ядерной модели атома и осуществлении первых в мире ядерных реакций. Это по­служило началом новой — ядерной — эры земной циви­лизации.

Достижения Резерфорда, как считает другой выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат академик П. Л. Капица, несомненно «стоят наравне с рядом сейчас уже общепризнанных и хорошо всем известных фунда­ментальных открытий, которые были сделаны в физике Галилеем, Франклином, Ньютоном, Ломоносовым, Фарадеем, Герцем».

В наши дни в представлениях людей гениальные от­крытия Резерфорда прежде всего связываются с гигантскими ядерными энергетическими установками и сверхмощным разрушительным оружием.

Сам Резерфорд предполагал, что созданная им наука будет использована в технике, в том числе и военной. Но считал, что это случится не раньше чем в XXI веке.

Как известно, это мнение не оправдалось, и еще при жизни Резерфорда его ученик Джеймс Чедвик открыл новую ядерную частицу — нейтрон, в результате чего техническое и военное использование ядерной энергии вскоре стало реальностью.

Новые поколения физиков и техников, занятые свои­ми насущными проблемами, нечасто вспоминают об эпо­хе первых идей и исследований ядра атома, проводив­шихся с единственной и благородной целью — обогатить человеческие познания о природе.

Каким же был Резерфорд как физик и человек? Су­ществует много воспоминаний его учеников, где подроб­но описываются его внешность, привычки, отношение к людям. У нас нет оснований сомневаться в этих оцен­ках. Но, конечно, никому не дано постигнуть тайну его поразительного дара исследователя.

Сейчас на физическую науку тратятся громадные средства. Она располагает грандиозными научно-иссле­довательскими центрами, усовершенствованы методы осуществления физических экспериментов, и во многом наука движется вперед усилиями целых коллективов. Однако роль гениальных ученых в прогрессе человече­ства по-прежнему велика. Критерии гениальности со вре­менем могут меняться. Но, как и раньше, рождением идей, способствующих открытию нового в естествознании, помогающих глубже заглянуть в окружающий нас мир, мы обязаны отдельным высокоодаренным людям, их дару предвидения, чутью, научной интуиции.

Эту мысль подчеркнул недавно и академик П. Л. Капица в докладе «Роль выдающегося ученого в развитии науки». Он утверждал, что и в наши дни движение нау­ки «обеспечивается только работами очень небольшого числа исключительно одаренных людей».

К таким людям принадлежал и Резерфорд.

В августе 1971 года в Московском государственном университете состоялся коллоквиум, посвященный 100-летию со дня рождения Резерфорда. И его кульминацией стали документальные кадры, запечатлевшие Резерфорда во время чтения им лекции об атомном ядре.

Демонстрация фильма продолжалась всего несколько минут. Но какая торжественная тишина воцарилась в это время в большом переполненном людьми зале! Как были прикованы взоры к экрану, с которого на присутствую­щих взглянула история!

С именем Резерфорда мы связываем не только круп­нейшие достижения физики XX столетия. Этот образ символизирует для нас черты подлинного ученого: высо­кие гражданские качества, смелость воображения, оригинальность мышления, искусство экспериментатора, способность воспитывать молодежь.

Все это дало основание П. Л. Капице сказать: «Такие люди, как Резерфорд, перестают быть только националь­ной гордостью того государства, где они родились и рабо­тали, они становятся гордостью всего человечества».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.