Раньше всех из участников экспедиции оправился в путь Петр Андреевич Земятченский: его ждали рудники Южного Урала.

Дмитрий Иванович Менделеев, Семен Петрович Вуколов, Константин Николаевич Егоров, а вместе с ними секретарь уполномоченных от съезда горнопромышленников Урала Владимир Викторович Мамонтов, вызвавшийся им помогать, собрались в Москве и 14 июня 1898 года по железной дороге выехали в Нижний Новгород. Здесь они 15 июня сели на частный пароход «Екатеринбург», направлявшийся в Пермь.

Название парохода живо напоминало о цели путешествия. Дмитрий Иванович ехал с хорошим настроением. Впервые после месяца хлопот и спешки, изучения материала, предшествовавшего выезду, он получил возможность отдохнуть и оглядеться. Этому способствовало трехсуточное плавание по Волге и Каме в удобной каюте. Вместе с Дмитрием Ивановичем ехал его неизменный спутник и помощник — служитель Главной палаты мер и весов Михайло Тропников, много помогавший пожилому ученому в экспедиции.

На пароходе произошло несколько встреч с деловыми людьми. Очень полезной оказалась встреча с доверенными лицами графа Строганова, владевшего на Урале многими металлургическими заводами, — С. А. Римским-Корсаковым и М. В. Бардинцевым. Они ехали ревизовать заводы и знали Урал во всех его реальностях.

Уже от них Дмитрий Иванович узнал серьезный факт: производство железа для владельца не является важнейшим делом. Как оказалось, железное дело для промышленника — всего лишь средство с выгодой пользоваться собственными лесами. О разумном государственном хозяйствовании не было и речи. Особенно Менделеева потрясло сообщение об Уткинском и Билимбаевском заводах графа. Здесь, не имея своих руд, все время арендовали у казны рудный отвод на Малой Благодати, платя всего лишь по четверти копейки с добытого пуда. Но вот недавно, когда потребовалось увеличить запасы руды, те же заводы приглядели один частный рудник и стали платить большую аренду по 4,41 копейки с добытого пуда. Это ли не парадокс экономики?

Так вот где одна из причин того, что железо на Урале не дешевеет! Где же ему дешеветь при таком пассивном способе ведения казенного рудного хозяйства на Урале!

В Пермь прибыли в четвертом часу дня 18 июня. К удивлению Дмитрия Ивановича, его на пристани встретила целая делегация. На пароход зашли представители полицейских властей, кем-то извещенные о прибытии ученых. Начальник Пермского пушечного завода С. А. Строльман пригласил посетить этот казенный сталелитейный и механический завод. К Менделееву обратился чиновник особых поручений Горного управления Н. А. Соларев, который сообщил, что назначен Ермоловым сопутствовать экспедиции.

Местный торговый агент химических заводов П. К. Ушкова и компании Николай Иванович Михайлов, оповещенный своим хозяином, встретил Менделеева приглашением остановиться у него в доме. Не успел Менделеев опомниться и распроститься с дорожными спутниками, как Михайлов уже отправил вещи прибывших к себе домой. Дмитрий Иванович и его соратники не возражали: в Перми знакомств не было, а за одни сутки, которые рассчитывали провести в городе, следовало сделать много визитов, в чем вызвался помочь Михайлов.

Едва Дмитрий Иванович устроился в гостеприимном доме Михайлова, как к нему явился пермский губернатор генерал-лейтенант Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Раскланявшись с ученым, он заявил:

— А ведь я, Дмитрий Иванович, слушал ваши лекции во Втором кадетском корпусе!

Менделеев был растроган. От своего бывшего слушателя и последующих посетителей — управляющего Пермской казенной палатой Сергея Александровича Иверонова, управляющего Контрольной палатой Сергея Васильевича Иванова узнал много о горном и металлургическом деле во всей округе: в то время Пермь была губернским административным центром Урала со своеобразным «горным филиалом» в Екатеринбурге. Шли посетитель за посетителем, и сведения, почерпнутые от них, Дмитрий Иванович с вниманием заносил в свою память и в записную книжку. С особым интересом он говорил с главноуправляющим имениями графа Строганова Николаем Степановичем Конюховым и главным лесничим тех же имений Федором Александровичем Теплоуховым, известным ученым-лесоводом. И о железном деле Урала, и о лесах они повествовали с профессиональным знанием дела, чему не мог не радоваться Менделеев...

На следующее утро, 19 июня, Дмитрий Иванович отправил Вуколова и Егорова в Мотовилиху осматривать пушечный завод. Этот крупный завод не был типичным для Урала: металлургические заводы имелись и в центре России, а работавшие на нефтяном топливе, как завод в Мотовилихе, могли стоять и повсюду по водной системе Волги.

Сам факт использования нефти в качестве топлива удручал Менделеева. Он знал, какое богатство представляет собою нефть, это удивительное произведение природы. Поэтому не уставал повторять изустно и печатно:

— Нефть — продукт все же редкий в природе, годный для целей освещения, смазывания, химической переработки и для взрывных машин (двигателей внутреннего сгорания); сожигать его как топливо можно советовать только в исключительных случаях...

Сам же Дмитрий Иванович в то утро 19 июня посетил губернатора, не столько с визитом вежливости, сколько чтобы почерпнуть новые сведения. Ему не терпелось узнать новые данные об экономике губернии: каковы здесь крестьянские наделы, размеры всяких налогов на заводское население, права владельцев, отношения крестьян и рабочих. Выяснилось: в этом богатейшем Прикамском и Уральском крае явно не хватает учебных заведений для чисто горного и металлургического образования и назрела потребность в местном высшем политехническом институте с металлургическим уклоном.

Очень полезным было в этот день посещение управляющего Уральской железной дорогой Алексея Михайловича Повалишина. Менделеев попросил его оказать содействие в поездках по Уралу. Повалишин выразил полную готовность, к тому же сообщил много сведений о перевозке по железной дороге топлива, металлов, хлеба.

Когда Дмитрий Иванович возвратился в дом Михайлова, к нему опять потянулись посетители; как особенно интересных собеседников он отметил членов Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания и директора Алексеевского реального училища (с горным отделением, переведенным из Красноуфимска) Михаила Михайловича Дмитриевского, который пожелал присоединиться к экспедиции и действительно собрался в дорогу.

Вообще Менделеева в Перми поразила общая заинтересованность всего общества, включая и простой люд, в промышленном развитии Уральского края. В беседах с пермяками для ученого более рельефно высветились как история Урала, так и его природные богатства.

К полудню коллеги Менделеева возвратились из Мотовилихи. К семи вечера, усталые от посещений и хлопот, путники простились с любезным хозяином дома и отправились на вокзал железной дороги.

Здесь их встретил Повалишин, подготовивший Менделееву и его спутникам приятный сюрприз. Оп подвел их к особому служебному вагону:

— Вот, Дмитрий Иванович, предоставляю в ваше полное распоряжение!

енделеева в восторг. Условие было только — платить за проезд, покупая билеты, как в обычном вагоне. Зато весь вагон был предоставлен для экспедиции, и аккуратный и добросовестный кондуктор Дмитрий Запольский по приказанию Повалишина был готов сделать все, чтобы поездка ученых не была омрачена большими бытовыми неприятностями.

Теперь можно было ехать с первым попавшимся поездом куда угодно и останавливаться в любых интересующих местах.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.