Вы здесь

О судьбе человечества. II

 

Начало:  О судьбе человечества. I

 

Итак, от чего зависит судьба человечества?

А точнее, чем определяется то, каков у человечества будет конец?  — Или оно исчезнет, будто его совсем не было, или же оно сможет развиваться в каком-то новом качестве.

Но, прежде, каков конец у других существ?

Например, у дрожжей в банке со сладкой водой.

— Сначала им хорошо, еды вдоволь, они радуются, размножаются и … портят среду обитания. А там уж и конец близок.

Другой пример — динозавры или саблезубые тигры. Они погибли потому, что изменилась среда обитания по причинам, которые, насколько мы можем судить, не зависят от их жизнедеятельности.

С человечеством то же самое. Или человечество убьёт себя, испортив среду обитания, или среда обитания испортится независимо от людей.

Следует признать, что Природа имеет бесчисленное множество возможностей уничтожить человечество, изменив среду обитания.

Например, если случится вспышка сверхновой на расстоянии порядка 1000 световых лет от Земли, то уровень радиации на поверхности Земли превысит допустимые значения во многие тысячи раз на протяжении тысяч лет. Едва ли наземные существа останутся живыми. Уж лучше об этой возможности не знать и спать спокойно….

А ещё возможны столкновения Земли с малыми планетами, геофизические катастрофы и т.п.

Теперь понятно, что одной только биологической природы людей недостаточно для того, чтобы человечество как вид сохранилось, — биологические виды возникают и, рано или поздно, исчезают.

Поэтому надеяться можно только на культуру, трактуемую в самом широком смысле, т.е. культуру, как совокупность внебиологических проявлений человека. — Чем выше уровень развития человечества, тем успешнее оно будет отвечать на всевозможные вызовы и искать продолжение своего существования в той или иной форме.

То, что, в конце концов, произойдёт  с  одиночной звёздой, определяется её массой,  а то, что произойдёт с человечеством, зависит от успешности развития и сохранения культуры.

Как это ни печально, но чтобы развивать и сохранять культуру, требуются значительные усилия, а для разрушения культуры ничего особенного делать не надо, — само собой происходит.

Вы только посмотрите, как легко рушится система образования в России! Мы, возможно, уже прошли точку невозврата, за которой восстановление качественного образования придётся начинать с нуля....

 

 

Наконец, чем выше уровень культуры, чем более развита цивилизация, тем она более "хрупкая", более подвержена внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

Поэтому даже минимального оптимизма в отношении хорошего будущего для человечества нет.

© А.А. Дмитриевский