Вы здесь

От преподавания к исследованию

 

Если в Бамберге Ом был математиком и воспитателем, то в Кельне он — физик и исследователь. Здесь, в Кельне, он проработал девять лет; здесь он «превратился» из математика в физика и здесь в возрасте 37 лет открыл закон электрических цепей, обессмертивший его имя. Но все это впереди, а пока — новое место.

Унижения, невзгоды, отчаяние — все забыто. Ом снова полон веры в будущее, полон творческих замыслов. Снова в нем побеждает оптимист. Он с восторгом отзывается о своей жизни, об условиях работы, о коллегах. Для справедливости следует отметить, что на этот раз его восторги были небезосновательны. Об этом рассказывают коллеги Ома в своих воспоминаниях. Сам он в этот раз воздерживается от выражения эмоций в письмах отцу. Но отец по тону писем чувствует ту благоприятную обстановку, в которой оказался его сын. Ом очень хорошо устроился с жильем. Ему импонировал свободный дух, который царил в коллегии; нравились взаимоотношения между преподавателями. Для Ома и всей его жизни большое значение имел и тот факт, что в коллегии было довольно-таки хорошее собрание физических приборов. И еще, едва ли не самое главное: небольшая педагогическая нагрузка — 18 недельных часов, причем все в послеобеденное время.

Наличие свободного времени способствовало формированию Ома как физика-исследователя. Он с увлечением отдается новой работе, просиживая долгие часы в мастерской коллегии и в хранилище приборов. В первую очередь он разобрал шкафы, чтобы ознакомиться с их содержимым. Если количество приборов и радовало Ома, то их состояние приводило его в уныние. Многие из них требовали ремонта. Необходимо было пополнить хранилище приборами, которые требовались для демонстрационного эксперимента. Нужно было, засучив рукава, браться за дело. Очень пригодились слесарные инструменты, которые он приобрел раньше. Отлично владея ремеслом, он сразу же принимается за дело.

В первую очередь Ом изготавливает весы, обыкновенные и гидростатические. Те и другие имели высокую точность (1/20000). В письмах к отцу он регулярно описывает имеющиеся в хранилище приборы, советуется относительно ремонта некоторых из них, просит проконсультировать по обработке того или иного материала. Так, в одном из писем он приводит подробное описание электростатических машин трения, имеющихся в хранилище. В другом письме он просит сообщить способ шлифовки и полировки янтаря, который ему понадобился в качестве изолятора. Получив от отца нужные сведения, он в короткий срок так научился полировать янтарь, что две пластинки, сложенные вместе, разделить можно было с большим трудом. «Но это стоило мне много пота», — сообщал Ом о полученных им результатах отцу.

Долгое время не удавались опыты с имеющимися в коллегии электрометрами. Но начинающий физик не сдается. «Я с удовольствием занимаюсь изготовлением различных электрометров, что доставляет мне немало трудностей, — пишет Ом отцу. — Я хочу, в конце концов, сделать такой прибор, который бы удовлетворял всем моим требованиям». Уже в этом отрывке видна та требовательность, которую Ом предъявлял к приборам. Любое устройство, любой прибор он переделывал десятки раз, пока не получалось того, к чему он стремился. В эти же кельнские годы он изготовил круговую делительную машину1 точность которой, как он писал об этом брату, превзошла все его ожидания. Все эти факты говорят о том, что преподаватель физики уже созрел для экспериментальных исследований.

Одновременно с работой по конструированию и ремонту приборов Ом продолжает совершенствоваться в физике и математике. Он изучает труды Лагранжа, Лежандра, Лапласа, Пуассона, Био и других ученых. Книготорговец Кельна знает нового физика коллегии как постоянного клиента, приобретающего все, что касается физики и математики. Почти четверть жалованья расходуется на книги. В письме от 4 июля 1820 г. Ом сообщает отцу: «Я чувствую, что постепенно приближаюсь к познанию всего того, что в настоящее время известно в физике и математике. Знание современного состояния науки позволит мне более эффективно проводить собственные исследования». Из этого отрывка следует, что уже в 1820 г. у Ома созрела мысль заняться самостоятельными исследованиями, менее чем через год он уже указывает и область физики, которой решил себя посвятить. «Я все свое время отдаю изучению недавно открытого явления электромагнетизма, — пишет в 1821 г. Ом в письме к отцу, — и продолжаю внимательно следить за работами, относящимися к этому вопросу». Чутье исследователя улавливает важную проблему в интересующей его отрасли знаний, разрешению которой он мог бы себя посвятить. Проблема гальванического тока была в то время наименее разработана. Ом, как он писал позднее, для своих исследований выбрал такую тему, при разработке которой он меньше всего мог бы опасаться конкуренции. После долгих размышлений Ом формулирует задачу, обсуждает пути ее решения, продумывает в деталях методику эксперимента, изготавливает необходимые приборы и приспособления и приступает к исследованиям, которые, в конце концов, привели его к славе.

 

  • 1. Круговая делительная машина используется для нанесения шкал на круге или цилиндрической заготовке.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.