А. Ф. Иоффе всегда подчеркивал, что ни в коем случае нельзя допускать изложения курса физики как законченной дисциплины. Лектор обязан показать физическую науку «в своем развитии как последовательное раскрытие богатства внешнего мира, ведущее к синтезу тех свойств его, которые покажутся противоположными, идущее по путям, сформулированным философией диалектического материализма»1. Отсюда вытекает одно из основных требований, предъявляемых Иоффе к лекциям, — научность изложения дисциплины.

Принцип научности в лекционной деятельности Иоффе получил широкое развитие. Лектор отбирал такой учебный материал, который бы охватывался общей физической теорией. Время подтвердило правоту Иоффе. Основной особенностью подхода к разработке содержания современного курса физики является объединение учебного материала вокруг ведущих научных теорий. Иоффе стремился по-новому объяснять традиционные вопросы классической физики. Ему удалось построить преподавание таким образом, что устранялось противопоставление классической и современной физики. А. Ф. Иоффе с большим тактом относился к положениям старой физики, подчеркивал, до каких пор можно обойтись ее концепциями и где вступает в силу квантовая теория или относительная механика. Слушателям становилось совершенно очевидным, что новая физика не представляет собой нечто обособленное, а выступает как развитие положений и законов классической физики. Лектор смело вводил молодежь в круг современных физических идей, подчеркивая, какие вопросы разрешены, а какие еще ждут решения.

Иоффе приучал получать знания из «первых» рук. Успех дела достигался прежде всего тем, что А. Ф. Иоффе в совершенстве владел научным материалом, который нес в аудиторию. Он был широко эрудированным педагогом. В совершенстве владея немецким, английским, французским языками, Иоффе в подлиннике читал работы выдающихся физиков мира, со многими из них поддерживал дружественные связи, являлся участником международных научных форумов.

Интересен тот факт, что в курсе «Электрическая теория материи», состоящем всего из восьми лекций, лектор не обошел вниманием никого из тех, кто занимался исследованиями строения вещества. В его рассказах фигурировали имена Ньютона, Кеплера, Больцмана, Вина, Эйнштейна, Дж. Дж. Томсона, Планка, Резерфорда, Бора, Нернcта, Гамильтона, Бальмера, Ридберга, Франка, Зеемана, Кюри, Милликена, Паули и других ученых.

Подбирая лекционный материал, А. Ф. Иоффе очень тактично и умело вводил в него результаты собственных исследований и научного поиска своих учеников. С другой стороны, для более подробного ознакомления с тем или иным вопросом он отсылал студентов к оригинальным трудам ученых.

Иоффе постоянно включал в курс новейшие научные достижения, увязывая их с изучаемым материалом, дополнительные сведения, выходящие за рамки действующей программы. Такого рода дополнения способствовали сохранению стройности и логичности курса, а также удовлетворяли любознательность обучаемых.

Данный методический прием Иоффе получил широкое развитие в современной программе по физике в средней школе и новых учебниках. В них, помимо основного материала, обычно включается и дополнительный материал, выходящий за рамки программы. Для старшеклассников, интересующихся физикой, введены факультативные занятия.

Принцип научности в лекционных курсах А. Ф. Иоффе хорошо подтверждается и тем фактом, что для их характеристики нам часто приходится пользоваться словами «впервые»:

— впервые дал мастерское, энциклопедическое по полноте изложение вопросов лучистой энергии;

— впервые рассмотрел атомный механизм остаточной деформации;

— впервые познакомил русских слушателей и читателей с теорией теплоемкости тел Эйнштейна — Дебая и т. д.

Лекции, прочитанные замечательным педагогом, содержат немало оригинальных интерпретаций отдельных физических явлений, высказывания ученого по тем или иным научным проблемам, неожиданные выводы формул и объяснение их физической сущности. Он не стеснялся говорить студентам о том, что нет еще объяснения какому-то явлению, не найдено теоретическое обоснование какого-то эксперимента, что та или иная проблема еще ждет своего решения. Лекции Иоффе возбуждали интерес слушателей, развивали их физическое мышление, звали в лабораторию и библиотеки.

«Мы чувствовали, что перед нами не просто преподаватель — профессор, а ученый с огромным опытом и знаниями, далеко выходящими за пределы читаемого им курса. Мы чувствовали, что эти знания не просто сумма известных ему фактов, а что эти факты глубоко продуманы им, как стройная органическая система явлений, связанных (неожиданно для нас студентов) между собой, и он как волшебник раскрывал перед нами их причинную неразрывную связь... Очень часто, читая нам лекции по курсу, он увлекался и начинал нам рассказывать о новых опытах, своих или чужих, как о естественном и неизбежном развитии тех или иных явлений читаемого курса», — напишет позднее один из учеников Иоффе, чл.-кор. АН СССР Е. Ф. Гросс.

В своих лекциях А. Ф. Иоффе как бы вел за собой слушателей, рассуждая и мысля вслух, заставляя их вместе с собой проделывать тот творческий путь, который приводит к познанию физических законов. Каждая лекция Иоффе была величайшей школой научного мышления. Он сумел сосредоточить внимание студентов на изучении и критике существующих научных методов и этим самым вводил молодежь в лабораторию ученого.

Иоффе считал, что весь учебный процесс должен быть направлен на то, чтобы создавать оптимальные условия для всестороннего развития творческих способностей молодежи. По мнению ученого, наиболее приемлемы те формы учебных занятий, которые как можно чаще ставят перед студентами различного рода проблемы, требующие для своего разрешения не только знаний, но еще и самостоятельности, инициативы. С этой точки зрения курсовым и дипломным работам Иоффе придавал большое значение.

В руководство дипломными работами А. Ф. Иоффе, как и в лекторскую деятельность, сумел внести свое, новое.

Ранее тематика дипломных работ обычно не выходила за рамки воспроизведения опыта какого-нибудь ученого. Так, например, по воспоминаниям известного физика И. В. Обреимова, «лично у Боргмана делалась никчемная серия работ: изучение    различных  форм электрического разряда. Когда один из наших студентов поехал к Томсону и показал его ассистенту Эверту какую-то новую форму разряда, тот сказал: «У вас плохо промыта разрядная трубка».

В лабораториях Иоффе студенты проводили полноценную исследовательскую работу, характер которой был созвучен с современной методикой исследования. Поэтому многие дипломные работы оказывались первоклассными научными исследованиями. Для примера назовем некоторые из них:

1. В. Н. Кондратьев, 1924 г. «Ионизация паров солей». Это была первая в Советском Союзе (и вторая в мире) работа, в которой применили масс-спектрометр для изучения химических реакций, что положило начало новой области науки — масс-спектроскопии.

2. Я. Г. Дорфман, 1925 г. «Фотоэлектрический эффект на полупроводниках».

3. Ю. Б. Харитон, 1925 г. «Изучение конденсации металлических паров на различных поверхностях в связи с вопросом о критической температуре прилипания».

Большое воспитывающее влияние оказывала и сама защита дипломных работ, которая проходила в подчеркнуто строгой обстановке серьезной научной дискуссии. Один из бывших дипломников Иоффе — Я. Г. Дорфман вспоминал: «Как вырастал каждый из нас во время выполнения работы! Это была настоящая научно-исследовательская работа, совсем как у «больших». С какой гордостью несли мы на защиту свои «диссертации», как интересно было выслушивать настоящую научную критику и парировать удары оппонентов».

Высокий уровень выполнения дипломных работ был обеспечен, с одной стороны, тем, что кафедра физики ЛПИ принимала самое активное участие в решении научных проблем, разрабатываемых институтом, а с другой стороны, широким фронтом физических исследований, проводимых в Физико-техническом институте, который поддерживал теснейшую связь с ЛПИ. Такое сочетание — ВУЗ — НИИ — можно назвать развитым учебно-научным комплексом, отвечающим всем современным требованиям в подготовке квалифицированных кадров.

Приобщение студентов к науке в ходе учебного процесса неизменно приводит к усовершенствованию традиционных форм обучения.

В связи с этим хочется отметить оригинальный, абсолютно новый взгляд Иоффе на роль лабораторных занятий в подготовке будущего специалиста. «Лабораторные занятия призваны не только помогать конкретному усвоению курса и прививать необходимые навыки, но и научить студента выбору измерительных и контрольных приборов, оценке точности измерений и полученного на их основе численного результата. А для этой цели физический практикум должен обладать измерительными приборами, применяемыми на производстве и в ОТК заводов»2.

Иоффе всегда уделял большое внимание методике физического эксперимента, с первоначальными основами которой студент знакомится в учебной лаборатории. В зависимости от конкретной задачи, подчеркивал ученый, точность метода измерений может быть весьма различной. Физика обязана научить будущего инженера правильно оценивать требования реального задания и выбирать не наиболее точный, а наиболее соответствующий данному заданию метод. «Не стоит пытаться снежком убить медведя или палить из пушки по воробью», — говорил Абрам Федорович.

Такая постановка проведения лабораторных занятий содействовала овладению современными методами исследований, возбуждала глубокий интерес у студентов к науке.

Большое место в преподавании физики ученый отводил принципу партийности, который нашел свое выражение в том, что Иоффе на своих занятиях формировал деятельное мышление у слушателей, учил их вторгаться в решение жизненных проблем, воспитывал патриотические и интернациональные чувства, пропагандировал преимущества социалистического строя. Он, как никто другой, умел показать основные этапы развития системы физических знаний во всей их сложности и противоречивости. Ученик Иоффе доктор физ.-мат. наук С. Е. Бреслер позднее писал: «Курс физики... поразил меня. После сухой школьной премудрости мы слушали рассказ о любимой науке из уст человека, который ее сам творил... Старые и классические истины перемешивались с современными открытиями и идеями. Он рассказывал очень эмоционально о трудностях и борьбе вокруг важнейших принципов физики.

Имена главных героев — Эйнштейна, Планка, Бора, Резерфорда — из чистой абстракции превращались в его лекциях в нечто живое и конкретное. А. Ф. Иоффе знал их всех, рассказывал о встречах и дискуссиях с ними».

Такое изложение материала наносило смертельный удар традиционному методу преподавания физики. «Как это было не похоже на формальные, внешне блестящие лекции О. Д. Хвольсона, представлявшего физику как нечто незыблемое и законченное», — вспоминает чл.-кор. АН СССР Е. Ф. Гросс, которому пришлось слушать обоих лекторов.

Своей педагогической деятельностью Иоффе внес новую струю в преподавание физики, заложил основу совершенно иного подхода к педагогической деятельности.

 

  • 1. Иоффе А. Ф. О преподавании физики в высшей технической школе. — Вестник высшей школы, 1951, № 10, с. 19.
  • 2. Иоффе А. Ф. О преподавании физики в высшей технической школе. — Вестник высшей школы, 1951 № 10, с. 20.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.