Трудно себе представить, что моллюск, прячущийся в непрони­цаемую раковину, — близкий родственник кальмара и осьминога, "многоруких" хищников, населяющих расщелины скал и подвод­ные равнины. И тем не менее все три группы животных относят­ся к моллюскам. Кальмары и осьминоги объединены в класс головоногих моллюсков. Головоногие — животные весьма по­чтенного возраста: они населяли моря Земли уже более 400 миллионов лет назад. Кальмары и осьминоги, как и гигантские мол­люски, наводят ужас на положительных и отрицательных персо­нажей многочисленных морских историй; однако в отношении головоногих авторы этих историй далеко не всегда преувеличи­вают опасность.

Термин "головоногое" объясняется тем, что конечности у этих животных растут "из головы"; в центре пересечения этих извивающихся конечностей можно увидеть клюв, похожий на клюв попугая. Тело у головоногого мягкое, как у моллюска; его покры­вает толстая мантия, защищающая внутренние органы. Как и у других моллюсков, раковина у головоногого состоит из известко­вых образований, выделяемых мантией; однако помещается она не снаружи его тела, а внутри.

При вдохе мантия головоногого расширяется и втягивает воду через отверстия у основания головы. Вода проходит сквозь жабры, расположенные между мантией и телом, а затем изгоняется через выступающую из-под мантии трубку. Обычно вода изгоняется постепенно, но когда животному нужно развить боль­шую скорость, мантия резко сокращается и выбрасывает мощную струю воды, то есть служит моллюску своего рода реактивным двигателем, позволяющим ему перемещаться под водой со ско­ростью до 20 миль в час.

Большинство головоногих вполне безобидны. Многие из них употребляются в пищу; больше всего мне запомнились два блю­да — это кальмар в томатном соусе, которого моя бабушка пода­вала на традиционных итальянских обедах в сочельник, и осьми­ног "по-креольски", которого подают в одном маленьком ресторанчике на юго-западе Пуэрто-Рико. И все же некоторые из головоногих относятся к самым опасным из всех известных нам животных. Фрэнк У. Лэйн писал в своем знаменитом "Царстве осьминога", что, по его мнению, на совести головоногих не один утонувший человек и не одна потопленная лодка. Пловца, весящего 80 килограммов, замечает Лэйн, можно утопить — если он не сопротивляется — усилием всего в 4,5 килограмма; между тем осьминог или кальмар среднего размера могут приложить зна­чительно большее усилие.

Самый страшный из всех головоногих — это гигантский каль­мар Architeuthis princeps. Мореплаватели говорили о нем еще в средние века, а ученые доказали его существование только в прошлом столетии. У кальмара есть десять конечностей: восемь обычных щупалец и два щупальца, которые значительно длиннее остальных и на концах имеют нечто вроде лопаточек. Все десять конечностей-щупалец усеяны присосками. Обычные щу­пальца гигантского кальмара достигают 3 — 3,5 метра в длину, а пара длинных вытягивается до 15 метров. Нападая на свою до­бычу, кальмар хватает ее длинными щупальцами, подтягивает поближе и, оплетя остальными конечностями, раздирает своим кривым клювом.

Клюв кальмара очень силен. Кальмары Ommastrephes gigas, которые уступают гигантскому кальмару в размерах, но все же достигают внушительной величины и отличаются решительным нравом, не раз отрывали клювом куски прочного, плотного дере­ва. Когда в воду бросают корм, кальмары Ommastrephes gigas собираются вокруг него, вонзая в добычу клювы и блестя гла­зами; глаза этих моллюсков очень похожи на человеческие — они снабжены веками, имеют зрачки, радужные оболочки и подвиж­ные хрусталики, изменяющие свою форму в зависимости от рас­стояния до предмета, который разглядывает кальмар.

Крупный кальмар — это страшный противник. В 20-х годах нашего века газеты писали о кальмаре длиной около 3,5 метра, выброшенном штормовой волной на палубу атлантического лай­нера "Карониа". Эти газетные сообщения цитируются в книге "Царство осьминога". Оказавшись на палубе, кальмар схватил корабельного плотника, и тому пришлось отбиваться железным ломом, причем, несмотря на помощь еще нескольких человек, схватка продолжалась несколько долгих минут; в конце концов кальмара удалось убить. Один из членов экипажа транспорта "Британниа", затонувшего 25 марта 1941 года, пытался спастись, уцепившись за какой-то обломок; однако пара щупалец, подняв­шихся из воды, унесла беднягу в пучину.

Вероятно, именно гигантский кальмар — а он достигает дли­ны, по крайней мере, 18 метров — был прототипом гомеровской Сциллы. Скандинавская средневековая литература объединяет кальмара с прочими "кракенами", то есть морскими чудовища­ми; сейчас, однако, словом "кракен" называют только кальмара. Окончательно поверило человечество в существование этих огромных и страшных животных лишь во второй половине XIX века, когда по неизвестной причине на побережьях и на поверхности моря стали находить множество мертвых гигант­ских кальмаров.

Правда, не всегда найденные кальмары были уже мертвыми. 26 октября 1873 года трое рыбаков, шедших на небольшой лодке, увидели в одном из фиордов Ньюфаундленда какой-то странный плавающий предмет; это был гигантский кальмар. Рыбакам при­шлось сражаться с ним не на живот, а на смерть: один из них, ничего не подозревая, ткнул неведомый предмет багром, и тотчас из воды взлетели щупальца кальмара, животное схватило лодку мертвой хваткой и потащило ее под воду. Один из рыбаков, две­надцатилетний мальчик, сумел отсечь топором две конечности кальмара, и тот сдался; рыбаки налегли на весла и благополуч­но достигли берега. Кусок щупальца, отрубленный мальчиком, остался в лодке, и его потом измерили: он был 5,8 метра в длину. Месяц спустя в другом заливе, недалеко от места битвы, четыре рыбака, вытаскивавшие сети, обнаружили гигантского кальма­ра — длина его составляла 9,8 метра. Он был убит ударом ножа между глаз.

Отчаянно смелый — или неосторожный — поступок соверши­ли в апреле 1953 года трое рыбаков, выследившие и убившие гигантского кальмара в окрестностях острова Кенмэра в Ирландии. Плывя в ирландской лодке, сплетенной из ветвей и обтянутой кожей, они заметили кальмара примерно 18 метров длиной, который грелся на солнце на поверхности моря. Хотя арсенал рыбаков составлял всего один нож, они напали на кальмара: подплыли к огромному животному и отсекли ему одну из конечностей. Кальмар бросился в сторону моря, рыбаки погнались за ним. В нескольких милях от берега они снова поравнялись с кальмаром и после этого в течение двух часов неотступно следовали за ним, отсекая куски конечностей. Когда кальмар потерял наконец все свои щупальца, рыбаки отсекли ему голову и вернулись на берег.

Существование экземпляров гигантского кальмара, превышающих в длину 18 метров, пока не подтверждено документально, но, судя по многочисленным свидетельствам, такие особи существуют и время от времени поднимаются из морских глубин. Самое страшное из столкновений человека с гигантским кальмаром было описано в газетах в 1874 году. Пароход "Стратховен", направлявшийся из Коломбо в Мадрас, приближался к небольшой шхуне "Перл", штилевавшей в открытом море, — и вдруг над гладкой поверхностью воды поднялись щупальца чудовищного кальмара; они сомкнулись вокруг шхуны и утащили ее под воду.

Капитан шхуны, которого удалось спасти, рассказал, как развивались события. Когда его шхуна заштилела, экипаж наблюдал за схваткой между кальмаром и кашалотом. Гигантские про­тивники скрылись было из виду, но некоторое время спустя капи­тан заметил, что примерно в полумиле от шхуны на поверхность поднимается огромная тень. Это был гигантский кальмар разме­ром около 30 метров. Как только он приблизился к шхуне, капи­тан выстрелил в него из ружья; в ответ кальмар бросился на шхуну, протаранил ее и утащил на дно.

Более достоверную историю рассказывает Фрэнк Лэйн в сво­ей книге "Царство осьминога". Он ссылается на публикацию в журнале "Природа", издаваемом Бергенским музеем в Норве­гии. Автор публикации, капитан норвежского королевского фло­та Арне Греннингзетер, описывал три нападения, совершенные гигантскими кальмарами на танкер "Брунсвик" водоизмещением 15 тысяч тонн, ходивший в 30-х годах нашего века между Гавай­скими островами и островами Самоа. Лэйн написал норвежскому капитану письмо, запросив некоторые подробности происшествий, и поместил его ответ в своей книге. Во всех трех случаях схе­ма атаки была одна и та же: кальмар обгонял танкер и наносил удар в его носовую часть; затем кальмар погибал, изрубленный в куски лопастями ходового винта танкера. Неизвестно, почему кальмары именно так атаковали танкер; Лэйн предполагает, что они принимали "Брунсвик" за кита. В таком случае не исключе­но, что кальмары — обычная добыча некоторых видов китов — иногда меняются с ними ролями. Подтверждением этой гипотезы может служить сообщение южноафриканского журналиста Лин Фриман, опубликованное в "Нью-Йорк Таймс". В нем говори­лось, что гигантский кальмар в течение полутора часов сражался с китенком, длина которого составляла около 2 метров, причем китиха-мать все это время наблюдала за схваткой, но не пришла на помощь своему детенышу. Схватка закончилась смертью ки­тенка.

Кальмары обычно держатся вдали от берегов, да и осьмино­ги в основном обитают в глубинах океана. И те, и другие встре­чаются даже на глубинах порядка 5.000 метров, но иногда явля­ются и к побережьям. Считается, что осьминоги выходят на берег, чтобы поохотиться на крыс и других мелких животных; и хотя многие зоологи не верят в возможность такой охоты, наблюдения иногда опровергают их скептические утверждения: однажды осьминога одного из аквариумов, открытых для публики, нашли гуляющим по суше в окрестностях бассейна.

На осьминога часто возводят напраслину; факты же говорят о том, что он не охотится на человека. В дурной славе осьминога отчасти виноват Виктор Гюго, автор "Тружеников моря", где осьминог характеризуется в таких выражениях, как "чума в об­разе чудовища". Осьминог обычно охотится на крабов, омаров и прочих ракообразных, панцири которых он легко пробивает своим клювом. Видоизмененные слюнные железы осьминога вы­рабатывает яд, который впрыскивается в тело жертвы при пер­вом же ударе клюва и затем способствует ее перевариванию, причем этот процесс начинается еще до того, как осьминог засасывает мягкие части своей добычи.

 

 

Лишь несколько видов осьминога обладают достаточной му­скульной силой, чтобы выйти победителем из рукопашной схват­ки с человеком; и все же известно изрядное количество случаев, когда осьминог на мелком месте хватал людей за ноги и отпу­скал лишь после продолжительной борьбы. Джеймс Атц, сотрудник Американского музея естественной истории, писал в 1940 году в "Бюллетене Нью-Йоркского зоологического обще­ства", что известно несколько редких случаев, когда причиной смерти человека становился вцепившийся в него осьминог. Крупный тихоокеанский осьминог Octopus hongkongensis весит более 45 килограммов, а размах его щупалец достигает 10 мет­ров. Он может убить человека, но, как и другие осьминоги, не проявляет особой агрессивности. Самая большая опасность, кото­рую представляет осьминог, заключается в том, что он может случайно закрыть своими щупальцами рот и нос человека и та­ким образом задушить его; впрочем, любого осьминога, кроме разве что самых крупных, можно в конце концов одолеть.

Наиболее опасен самый мелкий из осьминогов — австралий­ский осьминог Hapalochlaena. Он умещается на ладони, но гро­зен своим ядом, столь сильным, что после укуса этого крошки смерть наступает через несколько минут.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.