О ввеликих людях:
Осенью 1843 года в Москве много говорили о публичных лекциях Тимофея Николаевича Грановского. Не о диковинных физических опытах, не о гастролях знаменитости, а о лекциях да к тому же по истории древнего мира и западного средневековья!
Споры об этих чтениях вышли далеко за пределы университетских аудиторий, проникли в московские салоны и гостиные, где на «понедельниках» у друга А. С. Пушкина П. Я. Чаадаева, на «воскресеньях» у А. П. Елагиной — племянницы В. А. Жуковского и матери известных славянофильских деятелей И. В. и П. В. Киреевских собиралось все образованное московское общество. Даже противники молодого ученого вынуждены были признать, что «лучшим проявлением жизни Московской были лекции Грановского»1.
Т. Н. Грановский приехал в Москву в 1839 году. До этого он по предложению попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова провел три года за границей, готовясь к профессорской деятельности. Здесь он слушал курс истории Великой французской (буржуазной) революции и занимался в семинаре у известного немецкого историка Л. Ранке, изучал латинский, греческий, славянские языки и литературу, путешествовал по Европе. Три года занятий и путешествия расширили кругозор молодого ученого. Но он уже тосковал по родине, стремился как можно скорее приносить ей пользу своим трудом.
Определяя для себя сферу деятельности, Т. Н. Грановский чувствовал, что «поэтом Бог его не создал», хотя в юности он писал и печатал стихи. Кабинетная работа ученого его не привлекала. Хотелось попробовать силы в такой области, где сразу же можно видеть результаты своего труда. Такой представлялась ему кафедра в университете.
Выбор оказался верным. Это стало очевидным, когда в сентябре 1839 года он начал читать лекции в Московском университете. И хотя он ждал этого с нетерпением, надеждой и верой в свои силы, дебют оказался не блестящим. Лектор был сконфужен, остро переживал неудачу и только после второй лекции, когда ему удалось несколько свыкнуться с аудиторией и успокоиться, Т. Н. Грановский с чувством юмора описал своему другу Н. В. Станкевичу первую лекцию: «...Отведен был для дебюта большой зал, где бывают акты... Вхожу — вижу сидят более 200 студентов и много иных особ. Струсил до крайности, в глазах потемнело и не могу найти кафедры... Публика, должно быть, улыбалась. Мысль, что, открыв глаза, я встречу эту улыбку, заставила меня читать слепо, т. е. я скороговоркою и почти шепотом пробормотал, что мог припомнить из написанного (написана была пошлость), через четверть часа раскланялся и ушел»2.
Робость и волнение, так мешавшие на первых порах, если и не оставили его вовсе, то во всяком случае в дальнейшем не сковывали. Т. Н. Грановский вполне владел собой, владел аудиторией, и авторитет его рос от лекции к лекции. Секрет этого успеха долгое время занимал современников, а профессора-историки интересовались его причинами. «Художником на кафедре» называл Т. Н. Грановского профессор К. Д. Кавелин, с актером сравнивал русский историк профессор С. М. Соловьев, и все единодушно отмечали, что яркое и сильное впечатление на слушателей производило чрезвычайное обаяние Т. Н. Грановского. «Обаяние его, — пишет биограф Т. Н. Грановского В. Е. Чешихин-Ветринский, — зависело от того, что он жил на кафедре, а не читал лекции, — жил в том же смысле слова, какой прилагается к игре актера»3.
Современники сразу же подметили у Т. Н. Грановского редкую способность передавать своим слушателям не только смысл сообщаемого, но и впечатления, которые владели им самим. Исторические события, о которых он рассказывал, оживали, приближались к слушателям, вызывали отклик, сочувствие или сожаление, радость или негодование, обиду или гордость. Эти впечатления создавались не только тем, что он говорил, но и тем, о чем он умалчивал, всем его внешним обликом, «даже взором», даже «переливами голоса». Это тем более удивительно, что Т. Н. Грановский не отличался, подобно И. И. Давыдову и Д. Л. Крюкову — другим профессорам университета, великолепным голосом, прекрасной дикцией или внешней изящностью речи. Напротив, он говорил очень тихо, заикался, иногда глотал слова. От слушателей требовалось напряженное внимание просто для того, чтобы расслышать читаемое (микрофонов еще не было). И все же оратор неизменно овладевал вниманием аудитории.
Все лекции Т. Н. Грановского были очень эмоциональны и художественны, хотя на первых порах он боялся «пускаться в блестящие импровизации». Он не читал, а говорил, имея при себе подробный конспект, потому что «самое лучшее приходит в голову уже во время чтения». Вначале ему было чрезвычайно трудно, и часто речь его сбивалась, а слова приходили как бы «вследствие мучительного внутреннего процесса»4. Тогда он стремился только к одному — самой большой простоте и естественности, избегал пышных и звонких фраз, старался не слишком увлекаться и охлаждал себя, когда рассказ брал за душу и его самого.
В свои чтения Т. Н. Грановский вносил то чувство меры и стремление к гармонии, которые, по отзывам близких друзей, были врожденными свойствами его характера. Уже в первую преподавательскую зиму молодого профессора беспокоило, что одно он читал слишком подробно, другое — слишком кратко, и он добивался соразмерности в расположении материала. Вероятно, поэтому каждая его лекция воспринималась как законченное художественное произведение.
В очерке о Т. Н. Грановском его первый биограф А. В. Станкевич писал: «Он постоянно готовился к каждой предстоящей лекции справками, обдумыванием и соображением всего, что относилось к ее предмету. Но являясь на кафедре, он не приносил с собою сырого материала науки в виде тяжелого запаса. Он не любил ни многочисленных цитат, ни щегольства ссылками на имена и заглавия научной литературы, никакого ученого наряда. Все внешнее содержание науки, казалось, было тогда собственностью его духа»5.
Т. Н. Грановский был прирожденным оратором. Он и сам чувствовал и сознавал это свое призвание. «Что такое дар слова? — писал он друзьям, — Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения»6. И трудно выразить это точнее. Именно убеждения подняли его над уровнем простого преподавателя, лектора и вывели на общественную, политическую арену.
Ненависть к угнетению в любой его форме, к крепостничеству, произволу и самодержавию сочеталась у Т. Н. Грановского с самоотверженной любовью к родине, страстным желанием работать для ее свободы, просвещения и блага. Уверенный в практической пользе исторической науки, Т. Н. Грановский, по словам А. И. Герцена, «думал историей, учился историей и историей впоследствии делал пропаганду»7.
Свой лекционный курс Т. Н. Грановский умел построить так, что, излагая закономерность феодального периода истории человечества в то время, «когда государство утратило всякое единство...», он высказывал своим слушателям «все, что можно было сказать против феодального устройства»8.
В России, где царил произвол и господствовали те же феодальные порядки, Т. Н. Грановский рисовал яркие картины бедственного положения крестьян. Для феодала, говорил он во втором публичном курсе 1845 —1846 годов, «разницы между вилланами и рабами не было. И те и другие были его подданные, он их судил своим дворянским правом. Перед воротами своей башни он поставил виселицу, на которой вешал их. Он подчинял их многим безобразным постановлениям... Жаловаться было негде, управы было неоткуда ждать. Одним словом, единственным пределом власти владельца был его произвол»9. Более ясные аналогии приводить было вряд ли возможно. Но и по тому, что говорилось, по умолчаниям и намекам слушатели угадывали тот «постоянный, глубокий протест против существующего порядка в России»10, которым определялось огромное влияние Т. Н. Грановского на его слушателей и на все молодое поколение.
Такой протест в условиях деспотического николаевского режима требовал гражданского мужества и немалого таланта. Ибо после казни декабристов русское общество жило в жестких тисках политического и духовного надзора. «Каждый чувствовал гнет, у каждого было что-то на сердце, и все-таки все молчали», — так в «Былом и думах» запечатлено это время11. «Безжалостным криком боли и упрека петровской России» прозвучало «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Оно разбудило общество и заставило его высказаться. Но лишенное возможности обсуждать вопросы политические и социальные, оно спорило о настоящем и будущем своего народа, обсуждая вопросы исторические и литературные. В то время и это было известной вольностью. По знаменитой формуле шефа жандармов графа А. X. Бенкендорфа, изложенной им в 1836 году в письме к графу М. Ф. Орлову, спорить было не о чем: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение; вот... точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана»12.
И все же спорили. Спорили о том, в чем избавление народа от бесправия и деспотизма. В отмене крепостного права, уничтожении самодержавия, просвещении народа, равноправии сословий перед законом, свободе личности, свободе мысли, свободе слова — говорили одни и указывали на передовые западные страны, уже прошедшие часть этого пути. Другие в страхе отворачивались от Запада, не желая видеть того, что завоевали эти народы кровавой ценой Реформации и революций, замечая только «обуржуазивание» западного общества и его пороки. Создав в своем воображении утопический образ патриархального жизненного уклада допетровской Руси, они звали назад, к тому никогда не существовавшему обществу, где будто бы на основе христианских начал — любви, добра и братства — гармонически развивались все сословия.
Сказочными и нереальными выглядели эти призывы в глазах широко мыслящих людей. Так воспринимал это А. И. Герцен. Для него уже в то время было ясно, что «разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма»13. К «западникам» принадлежал и весь московский кружок друзей А. И. Герцена: В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, Е. Ф. Корш, Д. Л. Крюков и другие. Т. Н. Грановский считался одним из «вождей» этого направления.
Сознание своего долга историка заставило Т. Н. Грановского правдиво нарисовать русскому обществу картину борьбы западных народов против физического и духовного рабства, показать пройденный ими путь, не утаивая опасностей и ошибок. С такими надеждами 23 ноября 1843 года начал он свой первый публичный курс лекций по истории древнего мира и средних веков. В этом курсе он рассматривал основные философские вопросы истории, сжато излагал события периода Римской империи и перехода к феодализму, давал общий обзор истории средних веков в Западной Европе.
Рисуя картины упадка Римской империи, Т. Н. Грановский сумел раскрыть «...за этой блестящей внешностью... больное, неизлечимое общество... Самое величайшее зло, под которым погиб древний мир, была, — по его мнению, — нищета, пауперизм»14. В своем курсе он отмечал, что причины гибели этой великой империи таились в ней самой: «В Риме все было ложь, и эта величайшая ложь — обоготворение императоров. Императоры — наследники того, кто разрушил римское счастье — Римскую республику, хотели сообщить религиозный характер своей власти, но религия всегда у римлян имела характер политический»15. Ученый показывал своим слушателям, как зло проникало во все сферы жизни, и в этом видел одну из причин упадка культуры и разложения общества. В университетском курсе 1845 года Т. Н. Грановский об этом же говорил студентам: «Главное зло лежало в том раздвоении убеждений и речи, мысли и выражения, сущности и формы, раздвоении, которое должно было, без сомнения, проглядывать и наружу. Большая часть наставников, разумеется, отложилась уже от официальных верований государства, не признавали его законных форм, а между тем в школе, на кафедре должны были исповедовать истинность государственных учреждений. Это опять была новая ложь, которой нельзя было не узнать, как только она появлялась на устах»16.
В лживых «наставниках» современники узнавали реальных людей. В университете и за его стенами шла острая борьба между историками реакционного славянофильства — М. П. Погодиным, С. П. Шевыревым, И. И. Давыдовым и молодыми учеными — Д. Л. Крюковым, П. Г. Редкиным и другими.
Готовясь к публичным лекциям, Т. Н. Грановский заранее ожидал встретить оппозицию славянофилов и, несмотря на мягкость характера, собирался «полемизировать, ругаться и оскорблять». За неделю до начала чтений он писал своему другу поэту-переводчику и врачу Н. X. Кетчеру: «Елагина сказала мне недавно, что у меня много врагов. Не знаю, откуда они взялись; лично я едва ли кого оскорбил, следовательно, источник вражды в противуположности мнений. Постараюсь оправдать и заслужить вражду моих врагов»17. Публичные лекции Т. Н. Грановского оправдали эти надежды и стали огромным событием не только в московской жизни. П. Я. Чаадаев сказал А. И. Герцену, что они имеют историческое значение18.
Публичный курс Т. Н. Грановского был проникнут глубоким гуманизмом, верой в науку и светлое будущее человечества. Опровергая несправедливое мнение о средних веках как о времени варварства, мрака и невежества, он защищал средневековую науку от неуважительных отзывов. «Это была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества... Она явилась не тою, покорною, подчиненною папе наукой, какой она сделалась в XIV столетии... Она дала западному уму смелость и гибкость»19.
Молодой лектор увлекал слушателей уважением, любовью и сочувствием, с которыми рассматривал события средневековой истории Запада. А. И. Герцен, напечатавший в «Московских ведомостях» отзыв о первой лекции, оценил эту «благородную симпатию к своему предмету» как «великое дело»: «В наше время, — писал он, — глубокое уважение к народности не изъято характера реакции против иноземного; многие смотрят на Европейское как на чужое, почти как на враждебное, многие боятся в общечеловеческом утратить Русское...»20. Уже одно это уважение к общечеловеческому было ударом по «доктринерам и узким националистам».
Наиболее благородные и талантливые из славянофилов — братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин — радовались успеху Т. Н. Грановского. Ограниченные и косные приходили в негодование. М. П. Погодин, редактор славянофильского журнала «Москвитянин», записывал в дневнике: «23 ноября 1843. Был на лекции у Грановского. Такая посредственность, что из рук вон. Это не профессор, а немецкий студент который начитался французских газет. Сколько пропусков, какие противоречия. России как будто в Истории не бывало... И я слушая его, думал об отпоре...
— 24. — Думал о лекциях антизападных.
— 27. — В университете... На лекции у Грановского. Очень незрело...
— 2 декабря. — Шевырев рассказывал о третьей лекции Грановского. Христианство в стороне»21.
Вскоре в журнале «Москвитянин» появилась статья профессора Московского университета С. П. Шевырева о публичном курсе Т. Н. Грановского, очень похожая на донос.
«Неблагородство славянофилов «Москвитянина» велико, — записал в дневнике А. И. Герцен в декабре 1843 года, — они — добровольные помощники жандармов»22.
А через год высказался еще резче: «Гадкая котерия, стоящая за правительством и церковью, и смелая на язык, потому, что им громко отвечать нельзя» 23.
Статья С. П. Шевырева, сплетни, намеки, конечно, дошли по адресу. От Т. Н. Грановского потребовали объяснений. Его обвинили в том, что он пристрастен к Западу, не читает о России, не говорит о православии. Т. Н. Грановский защищался, утверждая, что он-де историк, что, наконец, он не трогает «существующего порядка вещей!». Однако охранителям самодержавной власти было мало того, что ее не отрицают. «Им нужна любовь к существующему... апология и оправдание в виде лекций!»24. — в отчаянии написал Т. Н. Грановский Н. X. Кетчеру 14 января 1844 года после своей беседы с графом С. Г. Строгановым. Положение профессора было очень неустойчивым. Ему намекнули, что с такими убеждениями не место в университете, если, конечно, он не пойдет на уступки.
Т. Н. Грановский дорожил лекторской кафедрой, потому что она давала ему возможность широкого общения с молодежью, возможность высказывать свои убеждения. Отказаться от лекций? Но что тогда останется? Отказаться от убеждений? Но только во имя их он и явился на кафедре, рассказывать голый ряд событий и анекдотов не было его целью. В том же письме, посланном Н. X. Кетчеру с оказией, Т. Н. Грановский писал: «...Им нужно православных... Реформация и революция должны быть излагаемы с католической точки зрения и как шаги назад»25.
Так читать курс он не мог. Что же это была бы за революция? Лучше уж вовсе не читать о революции. Современники уже привыкли догадываться обо всем по умолчаниям и намекам. Но промолчать еще и о Реформации? Что же тогда осталось бы от средних веков? «Что же бы это была за История?!»26.
Т. Н. Грановский не собирался отступать. «Меня или выгонят, — писал он в другом письме, — или я настою на своем, но без уступок, по крайней мере без таких, которых от меня нельзя законно требовать. Университетская деятельность одна составляет цель и прелесть жизни для меня, но я пожертвую всем, когда дело дойдет до крайности»27.
До крайности не дошло. Публичность имеет массу достоинств. Популярного профессора, пользующегося успехом не только у студентов, но и у всего московского общества, отстранить от кафедры не очень удобно. И его оставили.
Но не оставили в покое оппоненты — славянофилы. С. П. Шевырев задумал разбить Т. Н. Грановского на том же лекторском поприще, взявшись читать публичные лекции по истории древней русской словесности. И начался турнир. Приемы, однако, применялись далеко не рыцарские. Самые яростные — С. П. Шевырев и М. П. Погодин — уверенно нападали на те идеи и факты, отстаивать которые можно было лишь с риском попасть в Сибирь. Да и адвокату к тому же не давали слова. Например, не разрешили напечатать вторую статью А. И. Герцена о чтениях Т. Н. Грановского. Не был напечатан и полный сарказма фельетон о лекциях противника Т. Н. Грановского — С. П. Шевырева. «Шевырев, — писал А. И. Герцен, — первый профессор елоквенции после Тредьяковского; он читал в Москве публичные лекции о русской словесности, преимущественно того времени, когда ничего не писали, и его лекции были какою-то детскою песнею, петой чистым сопрано, напоминающим папские дисканты в Риме... Шевырев восстановляет Русь, которой не было и, слава богу, не будет»28.
Славянофилы надеялись на лекции С. П. Шевырева. Сразу же напечатали их в своих журналах и пропагандировали всеми средствами. «Так как ты не можешь никого посылать на лекции, — писал теперь поэт А. С. Хомяков своему другу, тоже славянофилу А. В. Веневитинову, — то, по крайней мере, правдою и неправдою принуждай всех брать Москвитянина и Библиотеку для воспитания. Стыди, укоряй, соблазняй и пр. Держись, наконец, иезуитского правила: Compelle intrare (уговори войти)» 29.
Идейная борьба 1840-х годов привела к окончательному размежеванию западников и славянофилов. Полемика переросла рамки учебных и публичных курсов, в которых к тому же надо было сохранять академический тон. Поэтому-то так остро ощущал Т. Н. Грановский и его сторонники необходимость собственного журнала. Они хлопотали об этом, но годы проходили в бесплодных ожиданиях. «Если бы по крайней мере, — мечтал Т. Н. Грановский, — для нас открылась возможность общей, успешной деятельности года на два, на три. Это не много, но можно бы оставить по себе след, влияние, благородный пример бескорыстного труда, который у нас на Руси так редок. До дельных книг публика наша еще не доросла. Ей нужны пока журналы, и журналом можно принести много пользы, более чем целою библиотекою ученых сочинений, которых никто не станет читать»30.
Между тем власти вовсе не стремились расширять поле их деятельности. В ответ на ходатайства о журнале последовала высочайшая «резолюция»: «И без нового довольно». «Вот вам и деятельность! — записал в дневнике А. И. Герцен... — может ли профессор быть терпим на кафедре, если он подозрителен как журналист?»31.
Оружием Т. Н. Грановского по-прежнему оставались только лекции. Зимой 1845 — 1846 годов он прочитал еще один публичный курс по сравнительной истории Англии и Франции. Лекции его в университете также продолжались, и он по-прежнему предъявлял к себе самому очень строгие требования. Т. Н. Грановский всегда готовился к каждой лекции заново и, не желая повторяться, не читал по старым конспектам.
Он прекрасно знал источники и новейшую литературу по средневековью. Свой курс он начинал обычно с обзора основных исторических сочинений и источников, относящихся к предмету чтений. Однако не только это связывало лекции Т. Н. Грановского с современностью. В одной из статей, опубликованных в журнале «Современник» в 1847 году, он писал: «История по самому содержанию своему должна более других наук принимать в себя современные идеи. Мы не можем смотреть на прошедшее иначе, как с точки зрения настоящего. В судьбе отцов мы ищем преимущественно объяснения собственной. Каждое поколение приступает к истории с своими вопросами; в разнообразии исторических школ и направлений высказываются задушевные мысли и заботы века»32.
В 1844 году Т. Н. Грановский подготовил магистерскую диссертацию. Старые профессора Московского университета — О. М. Бодянский, И. И. Давыдов, С. П. Шевырев, враждебно настроенные по отношению к Т. Н. Грановскому, хотели устроить публичный скандал и возвратить ему диссертацию с позором. Однако после того как Т. Н. Грановский потребовал от них письменного изложения причины, они уступили, и 21 февраля 1845 года состоялась защита, или, как тогда говорили, публичный диспут. Противники обвиняли Т. Н. Грановского в том, что он «тайный виновник всех оскорблений, которые наносятся славянству». Но молодое поколение было на стороне Т. Н. Грановского. В день защиты студенты очень горячо выразили ему свои симпатии, в которых он увидел «самую благородную и самую драгоценную награду, какую только мог ожидать преподаватель»33.
С докторской диссертацией тоже не обошлось без толков и сплетен, похожих на донос. После того как Т. Н. Грановский опубликовал в 1849 году эту работу отдельной книгой («Аббат Сугерий»), его стали обвинять в том, что в своих лекциях он рассказывает студентам о законах, управляющих ходом истории и народными массами, не упоминая при этом о воле и руке божьей. На этот раз пришлось объясняться с митрополитом Филаретом.
Вскоре над Т. Н. Грановским нависла новая угроза. В мае 1849 года за ним и другим профессором-историком П. Н. Кудрявцевым был учрежден полицейский надзор. Поводом послужило открывшееся на следствии по делу петрашевцев письмо арестованного поэта А. Н. Плещеева к С. Ф. Дурову, в котором оба профессора характеризовались как умные и деятельные люди. «Они оба, — сообщалось в письме, — превосходно читают и имеют большое влияние на студентов. Они обходятся с студентами, как с равными себе, зовут их на дом, дают им книги и вообще стараются развить в них хорошие семена». О Т. Н. Грановском автор письма писал, что это «человек чрезвычайно живой, энергический, бойкий, вечно держащий оппозицию здешнему университетскому начальству»34.
Подобная репутация в конце 40-х годов была очень опасной. После французской буржуазной революции 1848 года в России не только свободомыслие, но даже просвещение было поставлено под сомнение. Была повышена плата за обучение. Закрыт Дворянский институт. Возникли слухи о закрытии университетов. В таких условиях красноречие — опасный дар.
Невозможность откровенно высказывать свои мысли и убеждения для Т. Н. Грановского была бедой. Надежды и планы его молодости рушились. Нотки усталости появились в его письмах. Тяжелое душевное состояние еще больше усугублялось разлукой с близкими друзьями. Он пережил смерть сестер и множество других тяжелых утрат: в 1840 году умерли Н. В. Станкевич и Е. П. Фролова, в 1848 году — В. Г. Белинский. Зимой 1847 года уехал за границу А. И. Герцен. «Если бы Вы знали, — писал в 1849 году Т. Н. Грановский своему другу по «московскому кружку» М. Ф. Корш, — какая безвыходная, бездонная хандра стала навещать меня.
Впереди все так пусто и темно, в настоящем так бесцветно. Только в прошедшем есть хорошее и святое. Но я боюсь глядеть в эту сторону»35.
Эта депрессия отразилась отчасти и на исторических воззрениях Т. Н. Грановского. Его университетские лекции 1848 — 1854 годов были сдержаннее первых курсов. Мирные пути разрешения социальных противоречий получили в них явное предпочтение перед революционными.
В последние годы жизни Т. Н. Грановский ощутил в себе новый прилив сил. Он писал статьи, подготовил программу учебника по всеобщей истории, работал над биографиями Теодориха Великого, Карла Великого и Альфреда Великого — трех главных, как он полагал, «распространителей просвещения на Западе в средний век», собирался писать для журнала. Зимой 1853 — 1854 годов вел занятия не только в университете, а прочитал краткий курс древней истории новым членам «московского кружка»: известному впоследствии историку и археологу И. Е. Забелину и прогрессивному издателю, выпустившему посмертно сочинения В. Г. Белинского и других, К. Т. Солдатенкову. Незадолго до своей смерти Т. Н. Грановский написал: «Голова полна планов и затей. Чувствую сам, что моя мысль достигла возможной для меня зрелости, что язык мой довольно послушен. Доказательством могут служить мои лекции»36.
Публичный курс, который Т. Н. Грановский прочитал в 1851 году, был результатом неустанного труда. Вместе с другими профессорами Московского университета он читал в пользу нуждающихся студентов, и этот курс был сразу же опубликован отдельной книгой. Четыре лекции Т. Н. Грановского — четыре исторических портрета: Тамерлана, Александра Великого (Македонского), Людовика IX и выдающегося философа-материалиста Ф. Бэкона — предстали перед слушателями как произведения талантливого художника. После того как курс был напечатан, некоторые современники упрекнули профессора в том что лекции его слишком художественны для ученых сочинений, так ярко и живописно они были изложены.
Но у Т. Н. Грановского на это была своя точка зрения. И лучше всего он выразил ее в речи, произнесенной на торжественном собрании Московского университета 12 января 1852 года: «Одно из главных препятствий, мешающих благотворному действию Истории на общественное мнение, заключается в пренебрежении, какое историки обыкновенно оказывают к большинству читателей. Они, по-видимому, пишут только для ученых, как будто История может допустить такое ограничение, как будто она по самому существу своему не есть самая популярная из всех наук, призывающая к себе всех и каждого»37.
Взгляды Т. Н. Грановского на историю в целом и на предмет своих чтений — медиевистику прогрессивны. Однако они несут на себе и следы некоторой противоречивости его мировоззрения в разные периоды жизни, и отражают особенности его характера. «Грановский, — заметил А. И. Герцен, — по всему строению своей души, по ее романтическому складу, по нелюбви к крайностям скорее был бы гугенот и жирондист, чем анабаптист или монтаньяр»38. Но при этом даже в мрачные годы николаевской реакции Т. Н. Грановский сохранял не только кафедру в университете, но и свой независимый образ мыслей. «Апологии в виде лекций» власти не дождались от него.
Вплоть до самой смерти он оставался последовательным врагом насилия и произвола. Лекции его дышали гуманизмом, верой в исторический и нравственный прогресс человечества. Публичные курсы Т. Н. Грановского остались одним из самых замечательных явлений русской науки и общественной мысли. Значение их лучше всего выразил А. И. Герцен: «К концу тяжелой эпохи... когда все было прибито к земле, одна официальная низость громко говорила, литература была приостановлена и вместо науки преподавали теорию рабства... в то время, встречая Грановского на кафедре, становилось легче на душе. «Не все еще погибло, если он продолжает свою речь», — думал каждый и свободнее дышал»39.
Статья из сборника: Этюды о лекторах, М., «Знание», 1974. Составитель Н.Н. Митрофанов.
- 1. Письмо А. С. Хомякова к А. В. Веневитинову. — В кн.: Н. П. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 7. СПб., 1893, стр. 113.
- 2. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 365 — 366.
- 3. В. Е. Чешихин-Ветринский. Т. Н. Грановский и его время. Изд. 2-е. СПб., 1905, стр. 159.
- 4. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 366.
- 5. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 1. М., 1897, стр. 239.
- 6. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 343.
- 7. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 123.
- 8. Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья. М., Изд. АН СССР, 1961, стр. 232.
- 9. Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья. М., Изд. АН СССР, 1961, стр. 231.
- 10. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 121.
- 11. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 139.
- 12. Мих. Лемке. Николаевские жандармы и литература 1826 — 1855 гг. СПб. 1909, стр. 411.
- 13. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 151.
- 14. Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья. М., Изд. АН СССР, 1961, стр. 217.
- 15. Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья. М., Изд. АН СССР, 1961, стр. 107.
- 16. Цит. по кн.: С. А. Асиновская. Из истории передовых идеи в русской медиевистике (Т. Н. Грановский). М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 141.
- 17. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 459.
- 18. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 125.
- 19. Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья. М., Изд. АН СССР, 1961, стр. 196, 198.
- 20. А. И. Герцен. Публичные чтения г. Грановского (Письмо в Петербург). — «Московские ведомости», 1843, 27 ноября, № 142.
- 21. Н. П. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 7, стр. 115, 116.
- 22. А. И. Герцен. Соч., т. 9. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 133.
- 23. А. И. Герцен. Соч., т. 9. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 219.
- 24. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 462.
- 25. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 462.
- 26. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 462.
- 27. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 462.
- 28. А. И. Герцен. Соч., т. 2. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 404, 405.
- 29. Н. П. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 7. СПб., 1893, стр. 460.
- 30. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 418 — 419.
- 31. А. И. Герцен. Соч., т. 9. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 217.
- 32. Сочинения Т. Н. Грановского, ч.2. М., 1892, стр. 211.
- 33. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 1. М., 1897, стр. 138.
- 34. А. Н. Плещеев. Письмо к С. Ф. Дурову 26 марта 1849 г. — В кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., Гссполитиздат, 1953, стр. 722.
- 35. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 321.
- 36. Т. Н. Грановский и его переписка, т. 2. М., 1897, стр. 301.
- 37. Сочинения Т. Н. Грановского, ч.1. М., 1892, стр. 26.
- 38. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 121.
- 39. А. И. Герцен. Соч., т. 5. М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1956, стр. 121.
Добавить комментарий