Здесь даётся ответ на этот вопрос с общепсихологических позиций, т.е. педагогические аспекты совершенно не затрагиваются.
Поводом для написания этой статьи послужил случай. Однажды женщина, воспитывающая своего умственно отсталого сына, спросила меня, чем современная психология может ей помочь в развитии ребёнка, как ей его обучать. Причём ситуация была такова, что я не мог читать длиннющую лекцию, нужно было уложиться буквально за несколько минут. Это значит, что требовалось чётко рассказать о самом главном.
И, оказалось, что самые главные идеи, суть обучения проявляются везде и всегда, где есть процесс обучения: при обучении умственно отсталых и талантливых детей, при обучении зрелых людей, стариков и даже, может быть, при обучении животных.
Итак, приступаем.
Современная психология исходит из того, что психика развивается согласно своим собственным законам. Причём есть два взаимосвязанных потока развития, — натуральное, естественное развитие и развитие, обусловленное усвоением социального опыта.
Натуральное, естественное развитие во многом определяется задатками, т.е. врождёнными предпосылками способностей. Мы пока не в состоянии этим управлять.
Поэтому сконцентрируем наше внимание на усвоении социального опыта.
Посмотрите на спил дерева, где изображены годовые кольца.
Древесная масса в стволе дерева, где всё уже задеревенело, не наращивается, она наращивается лишь в области коры и сразу под корой. А за пределами коры древесной массы вообще нет.
С психикой точно так же.
Основной массив социально обусловленного содержания психики можно считать устоявшимся, задеревенелым. Лев Семёнович Выготский назвал эту область "уровнем актуального развития". Конечно, и здесь идут свои процессы преобразования, развития, переструктурирования, но сейчас речь не об этом.
Есть тонкий слой психики, аналогичный коре дерева, где происходит наращивание социального опыта. Только в этом слое возможно и обучение, и воспитание. Лев Семёнович Выготский назвал его "зоной ближайшего развития".
Очевидно, что носителем социального опыта может быть только более опытный человек. Поэтому зону ближайшего развития можно определить так: эта та область психики ребёнка (ученика, воспитуемого, не опытного человека), в которой развитие возможно лишь при обязательной помощи взрослого (учителя, воспитателя, опытного человека).
Наконец, есть такой социальный опыт, который ребёнок, учащийся не в состоянии воспринять, — пока ещё не готов. Эта область социального опыта не имеет особого названия, назовём её "областью невозможного".
А теперь, чтобы было понятно, несколько примеров.
Допустим, что преподаватель института рассказывает студентам физмата: "3+2 = 5, 2+3 тоже = 5. Как интересно! Как удивительно!" Что скажут студенты? Они скажут, что им такое не надо. Это они давно усвоили и давно не удивляются.
Из приведённого примера понятно, что обучение, проводимое в соответствии с уровнем актуального развития, бессмысленно.
Другой крайний случай, — когда младенца попытаются обучать дифференциальному исчислению. Понятно, что это совершенно безнадёжно; в области невозможного какое-либо обучение или развитие оказывается заведомо безуспешным.
И только в зоне ближайшего развития возможна передача социального опыта.
Как узнать, где находится зона ближайшего развития?
Очень просто, — из опыта. Сначала нужно провести диагностику уровня актуального развития. Пусть учащийся покажет, что умеет. Тому, что уже известно, учить можно, но совсем немного, — чтобы повторить или закрепить уже освоенный материал.
Затем приступайте к обучению вне уровня актуального развития и внимательно следите за реакцией обучаемого. Сначала у него, конечно же, ничего не будет получаться. И, если ученик, несмотря на все Ваши усилия, так и не сможет подражать Вам, то, скорее всего, Вы находитесь в зоне невозможного. Нужно перестроиться, а именно, — обучать чему-нибудь другому.
Но если ученик, пусть сначала неуклюже, но, всё же, в состоянии подражать Вам, если он адекватно реагирует на Ваши усилия, то процесс обучения происходит в зоне ближайшего развития. Тогда нужно продолжать обучение.
До каких пор?
Это опять же устанавливается опытным путём, — время от времени лишайте ученика помощи. Если он и без Вас хорошо справляется, значит, он освоил тот пласт социального опыта, которому Вы его учили. Если ученик без Вас испытывает затруднения, — снова помогайте ему, до тех пор, пока он не научится обходиться без Вас.
Вернёмся, теперь, к аналогии с деревом, — здесь аналогия полная. Та часть дерева, которая когда-то была под корой, в зоне роста, одеревенеет. Зона роста теперь сместится дальше, а дерево станет толще. Так дерево и растёт, слой за слоем.
Социальная составляющая психики растёт точно так же, — слой за слоем.
А теперь ещё пример.
Допустим, что ребёнок умеет пропалывать грядки с морковью. Снова его учить этому не надо (уровень актуального развития). Правда, он с прошлого года, чуть-чуть подзабыл, как это делается. Нужно слегка напомнить, и всё.
Теперь допустим, что ребёнок никак не может научиться полоть грядки. Да постепенно и желание что-либо делать пропадает, раз не получается (зона невозможного). Всё! Обучение невозможно.
Наконец, допустим, что ребёнок сначала путался в растениях, но потом научился их различать. Позвольте ему некоторое время поработать одному. Ну, вырвет он по ошибке десяток-другой морковок, — не велика беда! Потом вернитесь к ребёнку, поработайте вместе с ним, сделайте работу над ошибками. Объясните, что у него не так. И снова дайте самостоятельность. Так до тех пор, пока ребёнок не научится работать безошибочно. А это значит, что он приобретёт ещё одну крупицу социального опыта!
Добавить комментарий