В высшие учебные заведения России женщины не допускались.

Но вот уже осенью 1861 года несколько вольных слушательниц появилось в аудиториях Петербургского университета, как раз на тех лекциях по органической химии, которые тогда читал Менделеев.

Вновь установленные режимные правила лишали и женщин последней возможности учиться и приобретать знания.

Поэтому борьба передовой русской интеллигенции за демократические права в России подразумевала и борьбу за освобождение женщин, за право на образование и для них. В январе 1870 года были открыты женские курсы, но просуществовали они только до 1875 года.

В конце 1870-х годов в Петербурге вновь зашли разговоры об открытии высших женских курсов. Сразу же у этого мероприятия явилось много противников, как явных, так и скрытых. Находились такие, что утверждали:

— Женщинам по их умственным и душевным качествам просто не под силу юридические, филологические и некоторые другие науки, и поэтому с интересом они учиться не будут.

Жизнь эти невежественные утверждения опровергла.

В сентябре 1878 года в Петербурге открылись Бестужевские Высшие женские курсы, названные так по фамилии их директора-учредителя, профессора русской истории Константина Николаевича Бестужева-Рюмина.

Лучшие русские профессора сразу же поддержали важное начинание и с первых дней включились в преподавание на курсах, чаще всего безвозмездно.

Среди первых профессоров был и Дмитрий Иванович Менделеев. Он принял на себя чтение неорганической химии на первом курсе. Кроме того, в 1880/81 учебном году Дмитрий Иванович раз в неделю читал специальную лекцию «Химия в приложении к сельскому хозяйству». Менделеев помогал подыскивать для слушательниц частные лаборатории, вносил деньги на содержание курсов.

Его друг Иван Михайлович Сеченов свидетельствовал:

— Студентки учились прямо-таки с увлечением. Немногие шли туда от скуки или из-за моды, а большинство стремилось сознательно и бескорыстно к образованию как высшему благу.

А Дмитрий Иванович Менделеев, уезжая в заграничную командировку, спешил письменно передать распорядительнице курсов Надежде Васильевне Стасовой свое уважение к Бестужевским курсам и их слушательницам. 21 февраля 1881 года он сообщал ей:

«Еду в отпуск на днях. С этим сопряжено, конечно, и прекращение моего курса, немного незаконченного, в Бестужевских курсах. Что делать, иначе нельзя. Прошу Вас, Н. В., как настоящую водительницу благого дела — Высших женских курсов, во-первых, известить о том кого следует по начальству курсов, во-вторых, извинить меня перед моими столь усердными слушательницами, которые внимали моим необстоятельным и кратким речам с таким постоянством, которое указало мне ясно, что ищут они и рвутся услышать правду и узнать через нее истину во всем и всяком, а не стремятся лишь отбыть необходимое, как привыкли думать об нашем высшем образовании. Скажите им, что, оставляя их, я уношу с собой уверенность в том, что только и есть один путь достичь в деле улучшения общественных условий — образованность женщин, подруг и матерей, образованность, опирающаяся на искании сперва простой правды, а потом через нее — истины, ведущая к усердному труду, прощающая, а не требовательная, свободная, а не взыскательная, любящая, а не проклинающая. Уверившись в том, что Высшие курсы этому будут содействовать, я не стану смущаться случайностями, могущими произойти от тех влияний и веяний, которые теперь господствуют и кончатся же когда-нибудь. Хочется верить, что скоро».

А «случайностей» было еще много. Например, царская реакция, чиновное невежество. Например, отсутствие денег. Несмотря на явную пользу и огромное значение Высших женских курсов, в России находилось много недоброжелателей. Когда Костромское земство постановило выделить сумму в пятьсот рублей для пересылки курсам, костромской губернатор опротестовал это решение и добился отмены его: не имеете, мол, права тратить деньги на такие цели. И так было во многих случаях. Только поддержка курсов передовой интеллигенцией страны помогла им действовать и давать образование многим женщинам России. На курсах вначале было два факультета — физико-математический и историко-филологический. Значительно позднее добавился юридический. Эти факультеты дали России много учителей, ученых и просто образованных женщин, воспитавших затем в своих семьях немало замечательных людей, полезных народу и государству.

Среди этих имен — Надежда Крупская, Анна и Ольга Ульяновы, Конкордия Самойлова, Прасковья Куделли, Лидия Фотиева и другие видные деятельницы революционного движения в России.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.