Аудитории, лекционные залы, выставки, лаборатории... А был еще и свой дом, точнее, профессорская казенная квартира в первом этаже здания Петербургского университета на Васильевском острове. На дом и семью оставалось у Дмитрия Ивановича совсем мало времени, как и на отдых вообще. Возрастал его международный авторитет, и ему часто приходилось ездить за границу, то представляя там русскую науку, то занимаясь устроением международных выставок. Не бывал дома по нескольку месяцев.

Но, как ни тяжки были расставания с домом, напряженная научная и общественная работа, дальние поездки пока отвлекали и спасали Менделеева от назревающей драмы в семье.

И все же в начале семидесятых годов в семье Менделеевых произошли события, внешне, кажется, незаметные для постороннего взгляда, видимые только для родных и ближайших друзей. Они в определенной мере повлияли на дальнейшую жизнь ученого.

Драма назревала давно. Противоречия между супругами возникали по разным причинам, но нередко из-за вспыльчивости и резкости характера Дмитрия Ивановича. Сказывалась и разница в возрасте — Феозва Никитична была на шесть лет старше супруга, хотя и выглядела его ровесницей. Брак, заключенный по принципу «стерпится — слюбится» и «я переделаю его своей любовью», оказался неудачным. Позднее старшая дочь Менделеевых Ольга Дмитриевна Трирогова-Менделеева по этому поводу писала: «Жизнь моих родителей была странной, и брак их счастливым не был. Оба честнейшие, добрейшие, уважавшие друг друга, они тяготились своей совместной жизнью. Дмитрий Иванович был одинок и весь ушел в науку. Вся его радость заключалась в необычайной любви к своим детям... Мать моя дала Дмитрию Ивановичу полную свободу, а по взгляду со стороны все шло в доме по-прежнему, семья была дружная, и дети росли, окруженные любовью и лаской родителей...».

Действительно, Менделеев в своей личной жизни был одинок. Феозва Никитична, добрая, покладистая, хозяйственная, по-видимому, его беспредельно любила, и он ценил ее за это. Но ему нужен был рядом человек, не слепо следующий за ним, а способный умным словом поддержать в трудную минуту, понимающий его по большому счету, да и в мелочах. Такого человека рядом все-таки не было. Разрыв между супругами произошел после 1872 года...

Дмитрий Иванович, по позднейшей взаимной договоренности, обеспечил Феозву Никитичну и детей своим жалованьем в университете. В последующие годы он принимал активнейшее участие в устройстве жизни сына Володи и дочери Ольги. Сам он стал жить на свои доходы от издательской деятельности, в первую очередь от издания его любимого труда «Основы химии».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.