Вы здесь

Глава пятая. ТРУДЫ

 

...Новая физика есть снимок с гигантски быстрых реальных движений.

В. И. Ленин

 

Мы, ученые, тоже — рабочие. Мы работаем над тем, чтобы извлечь из бездны невежества и предрассудков сокровища чистого знания и истины. В этом духе мы будем сотрудничать со всеми, кто трудится на благо человечества.

Макс Планк

 

Гигантски быстрые реальные движения, движения микрочастиц и космических тел — это не только предмет новой физики. Они отличают и жизнь самих сегодняшних физиков, вовлеченных в бурный поток нашего XX века, века великих политических и научных революций. Века гигантски быстрого движения.

Времена гениальных одиночек, ученых, творящих вдали от тревог мира, практически ушли безвозвратно. Крупный ученый становится не только научной, но общественной фигурой.

Хотя именно они, гении-одиночки, во многом и заложили основы сегодняшней физики. В 1665 году, спасаясь от чумы, охватившей Англию, двадцатидвухлетний Ньютон едет из Кембриджа в родную деревню Вулсторп, и там в домике матери в течение трех лет делает почти все свои великие открытия — дифференциальное исчисление как начало математической физики, законы разложения света и всемирного тяготения. Здесь продумал он и законы своей механики, которые стояли неколебимо почти 250 лет.

В 1900 году в тиши берлинского кабинета первый «чистый физик-теоретик» Макс Планк открывает механику нового века — квантовую, по его гипотезе атомы поглощают и испускают энергию не непрерывно, а дискретно — порциями, или «квантами». А еще через пять лет скромный эксперт патентного бюро в Берне Альберт Эйнштейн положил начало релятивистской физике, опубликовав статью «Об электродинамике движущихся тел», где впервые (на основе электродинамики Максвелла и Лоренца) изложил свою специальную теорию относительности.

Именно Альберта Эйнштейна считают последним великим ученым-одиночкой. «Сущность такого человека, как я, — говорил Эйнштейн, — в том, что он думает и как думает, а не в том, что он делает и что переживает».

Но в нынешних условиях, когда наука стала делом целых коллективов, делом огромного общественного значения, важно и то, что и как думают эти коллективы и особенно их вожаки, и то, что они делают и для чего живут. В нынешних условиях наука может стать делом и великого созидания, и страшного разрушения.

Сейчас, как никогда, важна общественно активная позиция ученого. Кстати, в конце жизни это понял и Эйнштейн, встав в ряды борцов за мир.

И все-таки, когда мы говорим об ученом, мы имеем в виду прежде всего глубину, направление и результат его умственных поисков. «Я поэт — тем и интересен», — писал Маяковский. «Я ученый — тем и интересен», — может сказать каждый научный работник. Если он действительно ученый...

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.