ФЕДОР ШАЛЯПИН — ЛИЦО СИМВОЛИЧЕСКОЕ…

ТАКИЕ ЛЮДИ, КАКОВ ОН,

ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ТОГО,

ЧТОБЫ НАПОМНИТЬ ВСЕМ НАМ:

ВОТ КАК СИЛЕН, КРАСИВ,

ТАЛАНТЛИВ РУССКИЙ НАРОД!

М.  Горький

К. А. Коровин. Портрет Шаляпина. 1921 

 

Писать о Шаляпине радостно, потому что нет более высокого и чистого чувства, чем ощущение безграничной творческой одаренности человека.

Всю свою жизнь он поднимался к вершинам искусства — все вперед, все выше. И жизнь эта стала живой легендой о сыне народа, который, выйдя из глубин его, стяжал всеобщее признание и всесветную славу. Выступления Шаляпина во всех странах мира были триумфами русской культуры, утверждением ее самобытности и величия.

Как оперный артист Шаляпин не имел себе равных. Созданные им образы Сусанина и Грозного, Мефистофеля и Бориса Годунова, Дон-Кихота и Демона, Дон-Базилио и Сальери и многие другие вошли в сокровищницу совершеннейших творений мирового искусства. Неповторимый голос певца, сбереженный звукозаписью, волнует тонкостью и разнообразием психологических интонаций и по сие время доставляет эстетическое наслаждение.

Один из музыкантов — современников Шаляпина писал: «Поэт Гете был музыкант в поэзии. Музыкант Бетховен был поэтом в музыке. Артист Шаляпин был музыкантом и поэтом в музыкальной драме. Музыка, поэзия, скульптура и живопись сливались воедино в его духовно-физическом существе в процессе великого акта артистического творчества»1.

Щедро одаренный природой, он неустанным трудом во всем добивался совершенства. «Беспредельный, феноменальный талант во всем, за что ни берется», — говорил Рахманинов.

Музыка была родной стихией великого артиста, он слышал каждую ноту в оркестре, знал не только свою партию, но всю оперу целиком.

На концертной эстраде Шаляпин давал новую жизнь всем исполняемым им произведениям. Композитор Андреев писал: «Пение Шаляпина было настолько совершенно и высокохудожественно, что казалось, как будто певец и есть сам автор передаваемых им произведений, до такой глубины и проникновения возвышалось художественное толкование русского певца»2.

Играя на рояле, скрипке, виолончели, он порой на репетициях брался и за палочку дирижера. В 1917 г. он выступил даже как композитор. На огромной сцене Мариинского театра перед выстроившимся под красным знаменем Преображенским полком, Шаляпин вместе с хором и духовым оркестром исполнил революционный гимн, для которого сочинил слова и музыку.

Не обделила природа Шаляпина и литературными способностями. Он писал лирические и юмористические стихи. Его перу принадлежат две книги интересных воспоминаний. Зная английский, французский и итальянский языки, Шаляпин выступал и как поэт-переводчик. Им был переведен на русский язык текст партии Мефистофеля в опере композитора Бойто, а на итальянский и французский языки он переводил свои роли в русских операх3.

По отзывам Горького, Стасова и других современников, Шаляпин изумительно, с огромной эмоциональной выразительностью читал в концертах и в кругу друзей «Манфреда» Байрона, «Человека», «Город желтого дьявола» Горького, «Моцарта и Сальери» Пушкина, стихи Скитальца. Когда Станиславский работал над ролью Сальери, он, как вспоминает народный артист СССР Л. Леонидов, обратился за помощью и советом к Шаляпину, которого считал лучшим мастером слова. Станиславский неоднократно подчеркивал: «Я свою «систему» писал с Шаляпина».

Шаляпин явился реформатором оперной режиссуры. Поставленные им оперы «Хованщина», «Борис Годунов», «Вражья сила» и другие отличались исключительным актерским ансамблем, органическим единством музыки, драматургии и художественного оформления.

Помимо того, Шаляпин обладал талантом художника. Он создал значительное число оригинальных рисунков, успешно испробовал свои возможности как живописец и скульптор.

Разносторонность художественных интересов Шаляпина сблизила его с выдающимися представителями русской литературы, музыки и изобразительного искусства.

Он дружил с М. Горьким, был близок с А. Чеховым, И. Буниным, Л. Андреевым, А. Куприным, Н. Телешовым, С. Скитальцем. Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым. Но больше всего у него было друзей среди художников, которые оказали наиболее сильное воздействие на все его творчество: И. Репин, В. Поленов, И. Левитан, В. Васнецов, В. Серов, К. Коровин, А. Головин, И. Остроухов, В. Мешков. Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях.

По словам А. В. Луначарского, талант Шаляпина был «всенародным достоянием». Его творчество оказало влияние на самые различные стороны художественной жизни России конца XIX — начала XX в. И потому вполне естественно, что оно привлекало и еще не раз привлечет к себе внимание музыковедов, писателей, искусствоведов.

 

  • 1. Воспоминания дирижера М. О. Штеймана: «Ф. И. Шаляпин. Моя совместная работа с ним». ВТО. Кабинет музыкального театра. Р. 56, л. 90.
  • 2. Рукопись рецензии В. В. Андреева. ЦГАЛИ, ф. 695, оп.1, ед. хр. 23.
  • 3. Кроме того, в 1916 г. Шаляпин перевел на русский язык текст оперы Верди «Дон-Карлос». «Зритель», 1916, 22 октября, № 40, стр. 29.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.