Вы здесь

«Доказать себе самому...» Автор С. Е. Резник

 

 

 

28 июня 1912 года молодой ученый, преподаватель Голицинских сельскохозяйственных курсов Николай Иванович Вавилов писал своей невесте: «Педагогика закончена. 10 лекций, бесед, занятий — уже не знаю, как их назвать... Времени отняли пропасть. Итоги: конкретное представление о педагогике и сознание малой пригодности и склонности к ней, особенно в низведении ее на вдалбливание и элементы». — И дальше: «Суть в том, что неудачи с педагогикой настраивают очень скверно и обескураживают самого себя...»

1.

Так юный естествоиспытатель оценивал свои лекторские способности...

Надо сказать, что эти самооценки в корне расходились с оценками современников. Сохранились воспоминания слушательниц Голицинских курсов. Девушки были в восторге от лекций преподавателя. Учитель Николая Ивановича Дмитрий Николаевич Прянишников тоже полагал, что ученик вполне справляется с возложенной на него задачей. Он даже предложил молодому ученому подготовить к началу нового учебного года «актовую речь» — редкая честь, которую оказывали только самым достойным.

«Я, по правде сказать, оторопел, — писал Вавилов невесте. — Наговорил, что чувствую неудобным, неопытен и пр., но, м. б., у них мало народу, и к 1 июля мне дан срок подумать и дать ответ и тему»2.

Сомнения молодого Вавилова можно отнести на счет его большой скромности и повышенной требовательности к себе. Но дело не только в этом. Из писем Вавилова видно, что его обескураживает неумение просто и доходчиво излагать новейшие достижения науки, а заниматься «вдалбливанием» азов, того, что давно вошло в учебники, он считает пустой тратой времени.

Порой ему кажется, что соединить «учебное и научное» вообще невозможно. Однако перед ним живой пример его учителя. Лекции Д. Н. Прянишникова лишены внешнего блеска. Но его неторопливая, негромкая речь увлекает слушателей глубиной содержания, внутренней логикой, богатством фактического материала, теми незаметными переходами от простого к сложному, от давно известного к только что добытому в лаборатории.

 

Молодой ученый понимает, как далеко ему до учителя. Иногда даже опускаются руки. Но Вавилов не стал бы Вавиловым, если бы сдался в ту минуту. И он пишет с откровенной иронией: «К акту приготовим что-нибудь а la генетика и ее роль в агрономии, только не разрешают такого названия. Слово-де непонятное» 3.

Актовая речь Н. И. Вавилова уже обнаруживает его блестящий, самобытный талант ученого и лектора. Он излагает основы генетики на самом высоком для того времени научном уровне, но в то же время просто и доступно, хотя для его аудитории само слово «генетика» было непонятным.

«Агрономическое воздействие на сельскохозяйственную культуру, — говорит он в самом начале лекции, — как известно, возможно в двух направлениях: во-первых, оно может простираться на внешние факторы, на среду, в которой произрастает и живет растение и животное, и, во-вторых, оно может непосредственно изменять самый организм культивируемого растения и животного»4.

Вот эта возможность изменить организм и делает, по мнению Вавилова, генетику наукой, необходимой агроному.

Николай Иванович рассказывает об опытах Менделя, приведших безвестного августинского монаха к открытию основных законов наследственности, о мутационной теории Гуго де Фриза, открывшего внезапные изменения наследственных свойств организмов, о теории чистых линий Иогансена, без учета которой невозможна научная селекционная работа. Все это — «вдалбливание основ», которые сам Вавилов осваивал по первоисточникам, но которые были еще почти неизвестны в России. Но этим молодой лектор не ограничивается.

Красной нитью через его актовую речь проходит мысль о тесной связи теоретической и прикладной наук. Он как бы все время спорит с воображаемыми оппонентами, считающими, что достижения генетики, относясь к чисто теоретической области, не нужны агроному. Заканчивая речь, Вавилов выдвигает вопросы, «относительно которых трудно было бы определить, подлежат ли они ведению агрономической науки или чистой генетики». Таких вопросов он видит два. Это вопрос «о происхождении культурных растений и животных» и вопрос об изучении «особенностей исследуемых индивидуальностей, рас, сортов».

Так в актовой речи, которая должна была носить чисто просветительский характер, Вавилов намечает программу исследований, которым посвятит затем всю свою жизнь.

 

Доклады и лекции Вавилова были доступны пониманию любого образованного слушателя и вместе с тем это были сообщения большого научного значения, так как в них Николай Иванович обобщал новейший материал, добытый учеными в разных странах, в том числе свои собственные исследования. И при этом лектор умел не закапываться в мелочах.

Ботаник и географ, генетик и селекционер, агроном и путешественник, неутомимый собиратель тысяч и тысяч сортов различных сельскохозяйственных культур, Вавилов держал в голове огромное количество фактов. Однако он не подавлял аудиторию своей эрудицией, он умел выхватывать то главное, что нужно было для данной лекции, умел подчеркнуть «идеологию», «философию» избранной темы, а не ее бесчисленные частные проявления.

 

В 1917 году Н. И. Вавилов был избран преподавателем частного земледелия Высших саратовских сельскохозяйственных курсов. Уже во вступительной части своей первой лекции на курсах Вавилов ставит целый ряд новых научных проблем. Главной же темой этой лекции были «перспективы, в направлении которых мыслится работа современного растениевода», «идеология исследования в этой области агрономической науки»5. И Вавилов, не останавливаясь на частностях, высвечивает ядро сложнейшей и вместе с тем интереснейшей проблемы.

«Культура поля идет всегда рука об руку с культурой человека, — говорит лектор. — Параллельно развитию географической связи культуры исчезает изоляция культурной флоры. Введенные в культуру отдельными народами растения становятся мало-помалу достоянием всего земного шара»6. Этот процесс Николай Иванович прослеживает на протяжении тысячелетий, иллюстрируя яркими примерами. Он кратко излагает идеи Льва Мечникова, развившего мысль о том, что зарождение земледельческой культуры связано с великими историческими реками: ведь именно в долинах Тигра и Евфрата, Нила, Хуанхэ и Янцзы, Ганга и Инда возникли наиболее развитые культуры древности.

Согласно идеям Л. И. Мечникова, с великими историческими реками связан самый первый фазис культуры, когда отдельные очаги цивилизации развивались независимо друг от друга. Второй фазис, названный Л. И. Мечниковым средиземноморским, характеризуется общением культур, прилегающих к общему водному бассейну (что наиболее характерно для района Средиземного моря), и третий фазис — океанический, характеризуется общением культур всего мира.

Вавилов считает, что «ход развития культуры человечества, как общей, так, в частности, и сельскохозяйственной, довольно стройно укладывается в трехчленную формулу» Л. И. Мечникова, и утверждает, что «самый период», в который вступило человечество, «определяет задачи современного растениеводства». «Эта задача — планомерное и рациональное использование растительных ресурсов земного шара»7.

На примере Саратовской губернии Вавилов демонстрирует таблицу распределения сельскохозяйственных площадей под отдельными культурами.

«Почему ячмень в Саратовской губернии стоит на восьмом месте и озимая пшеница на двенадцатом? Почему рожь, несмотря на ее невысокие качества в смысле хлеба и повсеместное вытеснение ее озимой пшеницей в странах более культурных, занимает столь почетное место? Достаточно ли исследовано и выяснено, что рожь не может быть заменена хотя бы в некоторых местностях Саратовской губернии зимостойкими сортами озимой пшеницы?»8.

Так в этой лекции, рассчитанной на студенческую аудиторию, Вавилов смело поставил задачи огромного научного значения, те задачи, которые он уже начал решать.

Для нас в этой лекции важна не солидарность оратора с взглядами Л. И. Мечникова. Пройдет несколько лет и Вавилов в своем труде о центрах происхождения культурных растений подвергнет эти взгляды серьезному пересмотру. Важен сам подход Вавилова к материалу, его умение от изложения общеизвестного перейти к постановке проблем, каких еще не знала мировая наука, его умение, отталкиваясь от частного факта, перейти к важнейшим обобщениям, а сделав из них выводы, пояснить их частными примерами.

Неутомимый путешественник Николай Иванович в поисках форм культурных растений посетил более 50 стран мира. Ему приходилось штурмовать заснеженные перевалы и преодолевать знойные пустыни, удирать от разбойников и переправляться через кишащие крокодилами реки...

Возвращаясь из экспедиций и зарубежных командировок, Н. И. Вавилов рассказывал соотечественникам о посещенных им странах. За рубежом он охотно рассказывал о Советской стране, о том, какая важная роль отводится в ней науке, о достижениях советских ученых.

Лучшим доказательством успехов советской науки служили в первую очередь открытия самого Н. И. Вавилова. В 1921 году он поехал в Америку на Международный конгресс по сельскому хозяйству. Незадолго перед тем ученый опубликовал одно из самых значительных своих открытий — «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости». И вот его доклад на эту тему на международном конгрессе вызвал подлинную сенсацию. «Если все русские такие, как Вавилов, то нам следует дружить с Россией», — писали тогда американские газеты.

Об успехах советской науки Вавилов читал множество лекций на разных языках в США и Англии, в Германии и Франции, в Японии и странах Латинской Америки. Человек редкого обаяния и большой духовной красоты, он одним своим присутствием развеивал мифы, создававшиеся антисоветской пропагандой.

В одном из писем к невесте в 1912 году Вавилов писал: «Надо учиться и учиться, доказать себе самому, что ты умеешь что-нибудь сделать».

И он доказал.

Себе самому и всему «глобусу», как он в шутку называл нашу, всю им вдоль и поперек исхоженную планету.

 

Статья из сборника: Этюды о лекторах, М., «Знание», 1974.

Составитель Н.Н. Митрофанов.

 

  • 1. Письма Н. И. Вавилова к Е. Н. Сахаровой хранятся у Ю. Н. Вавилова. Частично опубликованы в кн.: С. Резник. Николай Вавилов. М., «Молодая гвардия», 1968, стр. 46.
  • 2. С. Резник. Николай Вавилов. М., «Молодая гвардия», 1968, стр. 47.
  • 3. С. Резник. Николай Вавилов. М., «Молодая гвардия», 1968, стр. 48.
  • 4. Отчет Голицинских женских сельскохозяйственных курсов за1911 год по хозяйственной части и за 1911/12 учебный год по учебной части. М., 1912, стр. 77.
  • 5. Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. V. М., «Наука», 1965, стр. 433.
  • 6. Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. V. М., «Наука», 1965, стр. 433 — 434.
  • 7. Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. V. М., «Наука», 1965, стр. 435.
  • 8. Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. V. М., «Наука», 1965, стр. 436.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.