Опорные слова к вопросу №37 — здесь


Вместе с тем для описания психологии личности исполь­зуются новые понятия, отражающие факт включенности субъек­та в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личност­ные ценности, личные выборы, моральность личности, само­стоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели лич­ности, личное время и т.д.

Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуаль­ной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или ценностных ориентации личности.

Основное содержание ценностных ориентации личности со­ставляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и общности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личност­ного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответ­ственное поведение, принимает решение на совершение дейст­вий, которые получат социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.

Самостоятельность и ответственность в социальном по­ведении составляют самые существенные характеристики челове­ка как личности. Самостоятельность действия - это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения, личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим Я. В философии в таком случае говорят об автономии «са­мозаконности» личности как способности человека возводить в принцип самостоятельно выработанные нормы поведения и доб­ровольно им следовать.

Ответственность мы связываем со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо разли­чима эта характеристика поведения человека. Человек, признаю­щий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стрем­ление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оце­нивается другими как внутренняя слабость, личностная недораз­витость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения су­ществующей морали. Поэтому личность - это моральная катего­рия. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обще­стве, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотно­шений: так принято поступать, а так не принято в данном сооб­ществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности.

Моральность личности отличается от ее нравственности. Мо­ральность в первую очередь предполагает ориентацию на част­ные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нравственность - ориентация на самостоятельно принятые аб­солютные принципы и ценности.

Различие моральности и нравственности отчетливо проявля­ется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, требованиям морали переживается в эмоции стыда.

Стыд переживается как неудов­летворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд - это всегда стыд перед другими, страх быть осуж­денным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» под­разумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

В отличие от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков. Здесь другой - это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе - челове­чество, для религиозного человека - Бог). Мы связываем со­весть с более высоким уровнем духовного развития человека - с его индивидуальностью.

С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести. Мои обязательства перед дру­гими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сооб­ществе. Кодекс чести - это всегда конкретный, определенный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, ученого, дипло­мата, предпринимателя и т.д. Вступая в данное сообщество, субъект принимает на себя обязательство нести и выполнять его правила и нормы. Подтверждением этого факта для других часто является произнесение им выражения: « Честное (личное) сло­во». Нарушение данного слова сурово осуждается и подвергается групповому наказанию.

Весьма развитый кодекс чести существу­ет у подростков. Как мы покажем в дальнейшем, подростковый возраст - это период становления личности, определение своей позиции в группе, самоутверждение себя среди других.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоя­тельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения. Достоинство лич­ности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.