Опорные слова к вопросу №36 — здесь


Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX-начале XX в. ряд учёных (Раймонд Бернард Кэттелл, Чарлз Эдуард Спирмен и др.) выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся, чтобы осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни.

Тогда же, т.е. в самом начале ХХ в. французский психолог Альфред Бинэ разработал первый обоснованный тест по диагностике интеллекта.

Впоследствии тесты интеллекта (умственной одаренности) были усовершенствованы и широко применялись вплоть до настоящего времени. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется определение способностей и производится сортировка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т. д.

По содержанию тесты интеллекта представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков.

Вот примеры задач из таких тестов.

Испытуемому (возраст 11 лет) в письменной форме задают вопрос: «Петр выше Джеймса, Эдвард ниже Петра. Кто выше всех?» - и предлагают подчеркнуть нужный ответ: «1) Петр; 2) Эдвард; 3) Джеймс; 4) не могу сказать». Другие вопросы: испытуемый должен из пяти слов выбрать одно, наиболее непохожее на все остальные: «красный, зеленый, голубой, мокрый, желтый»; «или, но, если, сейчас, хотя» и т. п.

Подобные вопросы сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные «лабиринты», «головоломки» и т. д.

После того как дети закончили решать батарею тестов, результаты подсчитывают стандартизированным путем, т. е. подсчитывают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так называемый умственный возраст ребёнка, а затем I.Q. (intelligence quotient) коэффициент умственной одаренности:

Коэффициент умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей, точнее, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence).

Считается, что нормальный уровень интеллекта I.Q. = 100, а если I.Q. < 80, то ребёнок настолько умственно отсталый, что коррекционно-воспитательная работа с ним не позволит полностью компенсировать интеллектуальный дефект.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.