Опорные слова к вопросу №36 — здесь

 

Особую подструктуру субъекта образуют его способности.

Если темпе­рамент связан с динамическими аспектами психики, а характер определяет устойчивые формы поведения и отношений человека к действительности, то способность определяется как заложенная в человеке и реализуемая при жизни возможность достижения высокого уровня эффективности и продук­тивности в определенной деятельности.

Борис Михайлович Теплов выделил три основных отличительных признака любой человеческой способности.

  • Под способностями понимаются индивидуально-психологические особен­ности, отличающие одного человека от другого; к этому разряду не мо­гут быть отнесены качества, в отношении которых все люди равны.
  • К способностям относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.
  • Понятие «способность» не сводится к знаниям, навыкам и умениям, сформированным у данного человека.

Как отмечал Артур Владимирович Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и уме­ниям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, прора­щивание которого требует определенных условий и усилий.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, осно­вательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения. Основ­ными критериями оценки какой-либо способности служат:

  • темп, глубина и основательность освоения деятельности,
  • повышение ее результативности,
  • соотношение нервно-психических затрат и конечного результата,
  • широта переноса формирующихся психических качеств,
  • склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни.

 

 

    В число способностей не попадают отдельные свойства темперамен­та и характера.

    Итак, способности - это индивидуально-психологические особен­ности человека, выражающиеся в готовности к овладению определен­ным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осу­ществления.

    По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, наряду с природными задатками и сло­жившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым ком­понентом способностей следует признать повышенную мотивацию. Чело­век, наделенный способностью к определенной деятельности, в значитель­ной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потреб­ность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации.

     

     

    Предметом специального психологического исследования способности стали в XIX веке, когда, благодаря работам Фрэнсиса Гальтона было положено начало систематическому экспериментальному изучению индивидуальных различий.

    В настоящее время основные проблемы изучения способностей таковы:

    • Проблема соотношения задатков и способностей.
    • Установление места способностей в структуре индивидуальности, выявление их роли в развитии характера.
    • Фундаментальная проблема общих и специальных способностей.
    • Психофизиологические и психологические аспекты проблемы индивидуальных различий и способностей.
    • Проблемы психологии творчества: закономерности этого процесса, его психологические механизмы, условия и возможности развития творческого потенциала личности.
    • Проблема одаренности.
    • Проблема диагностики способностей.

     

    Добавить комментарий

    Plain text

    • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
    • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
    • Строки и параграфы переносятся автоматически.
    CAPTCHA
    Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.