Опорные слова к вопросу №34 — здесь
Размышление есть диалог души с самой собой» (Платон);
«Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого» (И. Кант);
«Я слово позабыл, что я хотел сказать, / И мысль бесплотная в чертог теней вернется...» (О.Э. Мандельштам);
«Каждая мысль... с самого начала ощущает себя репликой незавершенного диалога» (Л.С. Выготский);
«Слово умирает во внутренней речи, рождая мысль» (он же).
Все приведенные цитаты, каждая на свой лад, выражают общую психологическую идею, возникшую задолго до рождения научной психологии. Это идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших форм мышления и речи.
В западном гуманитарном знании можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления.
Согласно первой и наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк).
Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн).
Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступают как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка).
Отношение мысли к слову - одна из центральных проблем не только общей психологии, но всех гуманитарных дисциплин, изучающих системное взаимодействие мышления, языка и культуры. Эта проблема оказывается в фокусе научных интересов психологии, когда последняя перестает довольствоваться рассмотрением изолированных психических образований и ставит перед собой вопрос о том, как эти образования связаны между собой в составе единого целого - психики человека.
Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие выражается в поэтапном формировании не только отдельных функций, но и сложных отношений между ними, т.е. межфункциональных связей психики. Результатом развития и усложнения «отношения мысли к слову» становится особая психическая функция, присущая только человеку, - вербальное / речевое мышление.
Неразложимую единицу анализа речевого мышления, сохраняющую все его специфические системные свойства, Л.С. Выготский усматривал во внутренней стороне слова - в его значении. Именно в значении слова, которое долгое время оставалось скрытым от исследователей, как другая сторона Луны, и которое несводимо к простой ассоциативной связи между звуком речи и представлением, - именно в этой точке обнаруживается «узел единства» мышления и речи.
Поскольку значение всегда предполагает обобщение, т.к. подразумевает не какой-то единичный предмет, но группу или класс предметов, то оно представляет собой явление, одновременно речевое по своей природе и относящееся к области мышления. В значении интегрируются две основные функции речи и достигается «единство обобщения и общения», мышления и коммуникации. Специфически человеческие формы общения опосредованы речью, которая являет собой не просто манипулирование знаками, но передачу значений от одного коммуникатора к другому, что, в свою очередь, требует особой мыслительной операции - обобщения. Мышление, речь и общение путем обмена значениями - эти высшие психические функции развиваются в непрерывном взаимовлиянии.
То, что сложные формы понятийного мышления складываются одновременно со становлением внутренней речи, что оба эти процесса протекают в теснейшей взаимосвязи и неотделимы, невозможны один без другого, давно стало общепризнанным эмпирическим фактом. Это лаконично и точно выражено в известном тезисе Л.С. Выготского: «Мышление есть «немая» и свернутая внутренняя речь, тогда как речь - это озвученное мышление».
Добавить комментарий