Опорные слова к вопросу №34 — здесь


Выделяются также

  • внешняя речь, выполняющая, главным образом, коммуникативную функцию, и
  • внутренняя речь, связанная с процессами произвольной саморегуляции (сознательного, волевого самоконтроля) и вы­ступающая в качестве орудия интеллектуальной деятельности (прежде все­го, понятийного мышления).

В свою очередь, внешняя речь включает две самостоятельные разно­видности:

  • устную и
  • письменную речь.

В условиях спонтанной устной ре­чи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств све­дены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи они занимают значительное место.

В устной речи ряд исследователей (И.А. Зимняя, Я. Яноушек и др.) выделяют «говорение» и «слушание» как относительно самостоятельные компоненты вербальной коммуникации.

При разведении ролей говорящего и слушающего вся схема коммуникативного процесса с точки зрения пере­дачи и восприятия смысла сообщения оказывается асимметричной: для гово­рящего смысл всегда предшествует кодированию информации (собственно высказыванию), ведь говорящий сначала формирует некий «замысел», а за­тем выражает его посредством определенного кода. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием и фактически является продуктом этого процесса. В последнем случае требу­ется не только анализ самого высказывания, но и ориентация в его контек­сте, понимание ситуации общения или совместной деятельности.

При анализе письменной речи традиционно используется многознач­ное понятие «текст». Применительно к «тексту» также имеет место разли­чение порождения и восприятия сообщения.

Так Ролан Барт раз­граничивает два принципиально различных типа текстов:

  • Текст-письмо - непосредственный и спонтанный процесс писания, сво­бодная игра смыслопорождения и самовыражения;
  • Текст-чтение - суть продукты, высказывания-результаты, содержание которых трактуется и оценивается в свете определенной системы смы­слов и убеждений (идеологии).

Внутренняя речь отличается от указанных форм внешней речи, и по назначению, и по строению. Это речь свернутая, редуцированная, отрывоч­ная, выразительные средства в ней предельно минимизированы - сложная фраза может быть сведена к единственному ключевому слову - но при та­кой фрагментарности, разумеется, исключены какие-либо недоразумения, связанные с недопониманием смысла или контекста высказывания. Внутрен­няя речь составляет фазу планирования любой сложной деятельности; она актуализируется при возникновении затруднений, повышении неопределен­ности и поиске решения какой-либо задачи, т.е. в проблемных ситуациях, требующих нешаблонного ответа.

Переход внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровожда­ется редукцией внешней речи, сокращением ее объема и упрощением грам­матической структуры, тогда как обратный процесс (переход от внутренней речи к внешней или экстериоризация) требует, наоборот, развертывания внутренней речи, ее реорганизации согласно грамматическим правилам, до­полнения и уточнения.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.