Опорные слова к вопросу №34 — здесь


Психологию интересует прежде всего положение речи в системе выс­ших психических функций человека, ее взаимосвязи с мышлением, памя­тью, эмоциями, волей и т.д.; при этом особенно важны характеристики ре­чевого поведения, отражающие структуру личности и деятельности, индиви­дуальные и типологические особенности субъекта.

Также акцентируется роль речи в генезисе высших психических функ­ций и сложных, специфически человеческих форм деятельности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, становление психики чело­века осуществляется путем овладения знаковыми средствами и присвоения культурного опыта, выраженного с помощью знаков; иными словами, необ­ходимым условием полноценного психического развития выступает освоение речи, научение речевому поведению.

Вербальное опосредование является главным механизмом формирования всех произвольных, осознанных и со­циализированных видов человеческой активности.

Специфика речи, как высшей психической функции, характеризующей человека, раскрывается при ее сопоставлении с сигнальными системами жи­вотных. Практически у всех биологических видов есть способы передачи ин­формации, посредством которых можно сигнализировать об опасности, при­влекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проник­новение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией, имеющей для данной особи биологическое значе­ние. По-видимому, только человек способен передавать информацию, нося­щую надситуативный характер и непосредственно не связанную с текущим моментом, что возможно благодаря развитию речевой функции.

Человеческая речь в ряде случаев ситуативна по своему характеру, т.е. отражает значимые элементы сложившегося на конкретный момент положе­ния вещей («Здесь холодно», «Отличная погода для прогулки»). Однако контекст речевых высказываний может быть значительно шире текущей ситуа­ции и охватывает такие аспекты действительности, которые зачастую не пред­ставлены в непосредственном восприятии субъекта. Это особенно очевидно в случае сложной речевой деятельности и словесного творчества.

Становление речи как специфически человеческой формы психической активности связано с качественным скачком в эволюции психики - с пере­ходом от сигнальной функции, определяющей взаимодействие и групповое поведение особей высокоорганизованных биологических видов, к так назы­ваемой сигнификативной функции (функции означивания), характер­ной для человека.

Если сигналы, обеспечивающие коммуникацию в живот­ном мире, служат побуждением к действию, своего рода пусковым момен­том в конкретной сложившейся ситуации (так, например, сигнал опасности побуждает к бегству), то сигнификативная функция предполагает овладение знаком и установление связи между означающим и означаемым, что, в свою очередь, открывает путь к формированию обобщенных понятий и надситуативному абстрактному мышлению.

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как самостоятельную форму сознательной социально обусловленной деятельности. При этом различают

  • собственно речевую деятельность, как целостную систему речевых актов (когда она имеет специфическую мотивацию, не реа­лизуемую другими видами деятельности), и
  • отдельные речевые действия, включенные в систему более сложной, не только речевой деятельности.

Структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования (в форме «внутренне­го программирования»), реализации и контроля.

Речь представляет собой также особую форму общения - общение вербальное или речевое. В ходе речевого общения происходит непрерыв­ное кодирование и декодирование информации в вербальной (словесной) и невербальной форме. Каждый партнер по общению из речевых сигналов и знаков извлекает (на основе имеющейся у него системы кодов) содержание высказывания.

Когда участники речевого общения располагают различными, несовпадающими системами кодификации (разные языки, способы передачи сообщений), возникают коммуникативные барьеры, в силу чего коммуника­ция и взаимопонимание между ними нарушаются или вообще становятся не­возможными.

Как уже отмечалось, речевые сообщения в ходе межличностной коммуникации дополняются невербальными экспрессивными средствами (ми­микой, пантомимикой, интонированием и др.), что способствует более полно­му самовыражению и самораскрытию партнеров по общению.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.