Опорные слова к вопросу №34 — здесь


Речь оперирует словами или вербальными знаками (отметим, что слово не является единственным знаковым средством; примерами невербальных знаков могут служить: мимика и пантомимика, знаки дорожного движения, географические или игральные карты, произведения визуального искусства и т.д.). В практике речевого общения вербальные средства коммуникации дополняются паралингвистическими (тембр голоса, его тональность, особые приемы вокализации) и экстралингвистическими (темп речи, паузы, покаш­ливания, смех) знаками.

В слове соединяются объективные и субъективные (личностно значи­мые) компоненты. Объективная сторона слова - это его значение, которое отражает соотнесенность вербального знака с определенным объектом/явлением (или классом объектов/явлений) и выступает продуктом культур­но-исторического развития. В значениях слов кристаллизуется социокультур­ный опыт, накопленный в процессах совместной деятельности конкретным сообществом людей.

В то же время, содержание слова составляет личностный смысл, отражающий его субъективное переживание некой личностью, и то положе­ние, которое обозначаемый объект занимает в системе деятельности и мотивационной сфере отдельного человека. Если значение объединяет соци­ально значимые признаки слова, характеризуется разделяемостью (в преде­лах сообщества) и имеет культурно-историческое происхождение, то личностный смысл уникален; это содержание индивидуального сознания, «значе­ние для себя».

В свете теории Михаила Михайловича Бахтина, единицей речи выступает не отдельное сло­во, как носитель фиксированного значения, но целостное высказывание, как диалогическая обращенность одного сознания к другому. Категория вы­сказывания у Бахтина охватывает весьма широкий диапазон речевых фено­менов: от междометия до многостраничного литературного произведения. Все это, по Бахтину, - лишь отголоски бесконечного диалога.

Согласно Роману Осиповичу Якобсону, любое речевое высказывание обеспечивается дву­мя основными операциями:

1) селекция - выбор из ряда возможных альтернатив определенных язы­ковых единиц, наиболее точно передающих то или иное значение;

2) комбинация этих языковых единиц, их группировка, объединение и включение в некую контекстную композицию.

Нарушение какой-либо из этих двух операций препятствует как построению высказывания, так и его пониманию собеседником, что наблюдается при афатических рас­стройствах (афазия: от a - отрицательная приставка и греч. phasis - высказывание - расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.