Опорные слова к вопросу №34 — здесь


Со времен основателя семио­тики, французского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), дихотомия «язык/речь» (иногда выступающая как «код/сообщение») признается центральной и фун­даментальной для целого ряда гуманитарных дисциплин.

Ролан Барт в работе «Элементы семиологии», проясняя это соотношение, отмечал, что язык есть одновременно система знаков, сложившаяся на основе множества кон­венций (соглашений), социальный институт, обеспечивающий эффектив­ность коммуникации между членами одного сообщества, и особая игра с собственными правилами, требующая специального обучения и не допус­кающая какой-либо произвольности со стороны игрока - говорящего субъ­екта.

Иными словами, язык минус речь - это своего рода «коллективный контракт», который следует принять как данность, если хочешь успешно об­щаться и быть понятым. В то же время, речь представляет собой индивиду­альный акт, носящий комбинаторный характер, т.е. направленный на пере­дачу сообщения посредством комбинации означающих - элементов опре­деленного языка.

В отличие от языка как чистой структуры, речь не может быть нейтральной - она всегда предполагает говорящего, субъекта высказывания. Речь - это конкретное использование субъектом языкового кода с целью выражения собственных мыслей, либо, разделяемых группой людей, идей и представлений.

Согласно лаконичной формулировке Сергея Леонидовича Рубинштей­на, речь - это язык в действии.

Социальное предназначение языка выражается в трех взаимосвязанных функциях. Язык выступает как:

  • способ фиксации, сохранения и переда­чи (трансляции) культурно-исторического опыта;
  • средство коммуникации, общения между людьми;
  • орудие интеллектуальной деятельности, главная форма ее осуществления.

В философии XX века язык предстает как основной «инструмент» соци­ального конструирования реальности:

«Язык - это дом бытия» (Мартин Хайдеггер),

«Границы моего мира - это границы моего языка» (Людвиг Витгенштейн).

В то же время в трудах Михаила Михайловича Бахтина и представителей постмодернизма (Ю. Кристева, Жака Деррида) речь трактуется как структурообразующий феномен, первичный по отношению к языку.

Язык и речь неразрывно взаимосвязаны и находятся в отношении взаи­мообогащающего обмена. Нет языка без речи, и нет речи за пределами язы­ка. Язык является тем культурным достоянием, которое сохраняется и транс­лируется только в практике речи, в вербальном общении индивидов.

Гене­тически речевые феномены предшествуют языковым: овладение языком в онтогенезе происходит на фоне звучащей речи, который создается социаль­ным окружением субъекта. В историческом и онтогенетическом плане, язык оказывается как продуктом, так и инструментом речи.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.