Опорные слова к вопросу №34 — здесь


Речь - одна из высших психических функций человека, опосредован­ная особой системой знаков - языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга.

Речь является не только основным специфически человеческим средст­вом коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведе­ния и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерпер­сональному), так и к внутриличностному плану психической активности. Со­гласно Льву Семёновичу Выготскому, слово выступает в качестве особого инструмента, с помощью которого индивид овладевает собственными психологическими операциями, подчиняет своей власти течение психических процессов и на­правляет их на разрешение стоящей перед ним задачи.

В речи представлены два основных компонента: внешний или чувствен­ный и внутренний, смысловой. Речевая деятельность включает в себя процес­сы порождения (конструирования) и восприятия (понимания) сообщений, и может направляться на такие цели, как

  • информирование,
  • побуждение или убеждение собеседника,
  • регуляция и контроль выполняемой деятельности,
  • закрепление запоминаемого материала.

Речь изучается:

  • в разделе общей психологии познавательных процессов,
  • лингвистикой (= языкознанием) - наукой о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка,
  • психолингвистикой (наукой о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний),
  • семиотикой (семиотика: от греч. semeion - знак - признак. Это наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры),
  • семантикой (от греч. semantikos - обозначающий. Один из основных разделов семиотики, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов),
  • психофизиологией речи (раздел физиологии и психологии, изучающий физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию речи),

и др. науками.

В семиотике стало традиционным различение языка, как целостной системы знаков и правил их использова­ния, и речи, как реализации этой системы в активности конкретных субъек­тов и в процессах коммуникации между ними.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.