Опорные слова к вопросу №30 — здесь


Попытка метафорического выражения природы и сущности памяти обна­руживается уже в диалоге Платона «Федон»: здесь запоминание впечатле­ний сравнивается с оттиском на восковой табличке, а сам процесс человече­ского познания трактуется как «припоминание» идей - чистых сущностей, созерцание которых было доступно душе до ее вселения в тело.

Начало эмпирическому изучению памяти положили эксперименты немец­кого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), проведенные в конце XIX века. В опытах, поставленных на самом себе Эббингауз смог вывести количествен­ные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов. Заучивание бессмысленных слогов, по мысли Эббин­гауза, - это оптимальный способ изучения «чистой памяти», независимой от деятельности мышления.

Аналогичные методические приемы немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) применял для анализа особенностей за­поминания у пациентов с различными психическими нарушениями. Данный подход получил развитие в исследованиях «вербального научения», про­веденных психологами-бихевиористами.

Почти одновременно началось изу­чение законов запоминания сложного осмысленного материала. Теоретиче­скую основу этого экспериментального направления заложил французский философ Анри Бергсон (1859-1941), противопоставивший «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирую­щую осмысленные единичные события в биографии субъекта.

Роль организа­ции материала, различных способов его структурирования при запоминании подчеркивалась в гештальт-психологии. Исследователи других направлений установили сложный реконструктивный характер припоминания сюжетных рассказов и др. смысловых целостностей, доказали зависимость этого про­цесса от существующих культурных норм и, соответственно, значимость социокультурных факторов в формировании высших форм памяти.

В рамках психоанализа 3игмунда Фрейда исключительное внимание уделялось влиянию на характер функционирования памяти эмоций и неосознаваемых психических процессов, в частности, забывание определенных содержаний связывалось с защитным механизмом вытеснения.

Отечественными психологами разработано учение о памяти как о «дей­ствии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опо­средованном общественно выработанными знаковыми средствами. Были выделены произвольные и непроизвольные формы запоминания. Исследо­валась зависимость успешности процессов запоминания от их характера, их включенности в структуру актуальной деятельности.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.