Опорные слова к вопросу №28 — здесь


Выделяют несколько видов перцептивной деятельности:

  • восприятие про­странства ,
  • восприятие времени,
  • восприятие движений,
  • восприятие человека человеком.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в ок­ружающей среде, в свою очередь включает:

  • восприятие формы,
  • величины и взаимного расположения объектов,
  • восприятие глубины и удаленности.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, выявляемый при ознакомлении с формой - контур, граница объ­екта, определяемая посредством микродвижений глаз и прослеживающих движений или, аналогичным образом, посредством осязания.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определя­ется величиной их отображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению разноудаленных объектов осуществляется за счет двух механизмов:

  • аккомодации, изменения преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны;
  • конвергенции, сведения зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Комбинация двух раздражителей - величины отображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и кон­вергенции - является условно-рефлекторным сигналом о размере воспри­нимаемого объекта.

Восприятие глубины и удаленности возможно благодаря бинокуляр­ному строению зрения. На сетчатке обоих глаз выделяются так называемые корреспондирующие точки, которые соответствуют друг другу и совпали бы при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикаль­ной и горизонтальной осей. Возбуждение этих корреспондирующих точек по­рождает ощущение единого объекта в поле зрения. Если изображение пред­мета попадает на различно удаленные от центра некорреспондирующие точки сетчатки обоих глаз, то возникает один из двух возможных эффектов: либо двойное изображение, либо впечатление большей или мень­шей удаленности объекта. Для восприятия удаленности и глубины имеет так­же большое значение взаиморасположение светотеней.

Восприятие времени, т.е. отражение длительности и временной по­следовательности явлений и событий, обеспечивается ритмическими процес­сами, происходящими в человеческом организме: деление на временные промежутки задается ритмом сердечной деятельности, дыхания и пр. При восприятии времени наблюдается тенденция преувеличивать короткие и преуменьшать длительные интервалы. Говорить о точности восприятия вре­мени крайне затруднительно в силу относительности самого понятия «вре­мя». Субъективность человеческого восприятия времени - одна из цен­тральных проблем западной философии со времен св. Августина. Можно констатировать, что восприятие времени во многом определяется содержа­нием и организацией деятельности человека, эмоциональной значимостью, насыщенностью происходящих событий. Время течет мучительно медлен­но в ситуации тревожного ожидания или скуки, тогда как интересные и ра­достные события происходят как бы в ускоренном темпе («Счастливые ча­сов не наблюдают»).

Восприятие движения, т.е. отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительно­го и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обес­печивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослежи­вающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.

Особую область психических феноменов образует восприятие челове­ка человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, от­крывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и со­циальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной пер­цепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно вы­деляются в самостоятельную сферу изучения - сферу взаимопознания и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.