Опорные слова к вопросу №28 — здесь
Основные закономерности восприятия:
- апперцепция,
- категоризация,
- вербальное опосредование,
- зависимость от установки, субъективность,
- принцип изоморфизма.
Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, знаки, текст и т.д.).
Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участия памяти и мышления.
Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры.
Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.
В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-экспериментаторов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее - Д.Н. Узнадзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъекта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.
Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным понятием апперцепции.
Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого перцептивного образа воспринимаемому объекту.
Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).
- Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).
- Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
- Фактор "общей судьбы". — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
- Фактор "хорошего продолжения". — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
- Фактор замкнутости. — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
- Фактор группировки без остатка. — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.
Добавить комментарий