Опорные слова к вопросу №7 — здесь

О работах Л.С. Выготского см. предыдущий пункт.

Одним из важнейших направлений развития культурно-исторической теории явилась разработанная Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась Алексеем Николаевичем как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

Алексеем Николаевичем Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности - такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988), Александр Романович Лурия (1902-1977), Даниил Борисович Элькóнин (1904-1984), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Лидия Ильинична Божович (1908-1981), Василий Васильевич Давыдов (1930-1998) и др.

Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследованию. В связи с этим отечественный философ и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1899-1960) в качестве основного объяснительного принципа сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для С.Л. Рубинштейна - это, прежде всего, труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования Сергей Леонидович назвал методом единства воздействия и изучения.

Сергей Леонидович Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (вспомним, к примеру, теорию Трофима Денисовича Лысенко). В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.

Значительные достижения в психологии индивидуальных различий связаны с такими именами, как Борис Михайлович Теплов (1896-1965), Владимир Дмитриевич Небылицын (1930-1972), Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-психологических различий, или дифференциальная психология.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента, а также теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные предпосылки способностей - задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.

Наконец, есть ещё одна область, в которой советские учёные получили выдающиеся результаты, - это психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев (1892-1973).

Ядро личности, по В. Н. Мясищеву составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Именно такое ядро личности человека, а не характер, способности или темперамент, определяет особенности личности человека. Истинные отношения человека, подчеркивал он, до определенного момента могут не проявляться, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое образование. Он подчеркивал ее динамичность, изменчивость под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.

Данная теория составляла основу исследований В.Н. Мясищева в области медицинской психологии.

В исследованиях Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) получило свою разработку человекознание, как комплексная дисциплина. Это направление исходит из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, которое объединяет весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.