Опорные слова к вопросу №6 — здесь
Более подробно см.: №14. "Учения Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга".
Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Зигмунд Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. З. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте. Для лечения таких заболеваний 3игмунд Фрейд разработал специальный метод, получивший название психоанализа.
Психоанализ состоит из
• метода свободных ассоциаций, который состоит в следующем. Пациент лежит на кушетке и говорит то, что придет в голову, не думая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Врач пытается всё это понять и интерпретировать.
• сновидений, содержание которых, по мнению 3. Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека,
• все то, что 3. Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забывание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки.
Впоследствии психоанализ из психотерапевтической техники превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии (т.н. фрейдизм). Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.
До работ 3. Фрейда люди знали, что существует бессознательное, и только. Заслуга 3. Фрейда в том, что он впервые поставил изучение бессознательного на научную основу.
Характеризуя значение этого переворота, один из биографов 3игмунда Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».
Критика идей 3. Фрейда связана, прежде всего, с его переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. На это указывали уже его ближайшие последователи.
Самые известные ученики З. Фрейда, сами являются создателями новых направлений в психоанализе:
• Карл Густав Юнг (1875-1961) создатель аналитической психологии,
• Альфред Адлер (1870-1937), создатель индивидуальной психологии.
Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм. Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам: особенностям общения ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни [Карен Хорни, (1885-1953), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)], характеристикам социальной среды, ее ценностям [Эрих Фромм (1900-1980)].
Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, наиболее ценные результаты получил американский психолог Эрик Хомбергер Эриксон (1902-1994). Он разработал оригинальную концепцию развития личности человека от рождения до смерти.
Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не только оказал влияние на множество направлений современной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени.
Добавить комментарий