Опорные слова к вопросу №5 — здесь
Психодиагностика (от греч psyche - душа и diagnosti kos - способный распознавать) область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: методики высокого уровня формализации, или строго формализированные, и методики малоформализованные.
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективные и психофизиологические методики.
Для них характерны
- определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала,
- невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов),
- надежность, т.е. свобода теста от погрешностей измерения,
- валидность, т.е. пригодность теста для измерения тех качеств свойств психики, для которых он предназначен.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало подаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
Следует отметить, что психологическое исследование преследует цели более широкие, чем психодиагностика; оно призвано не только изучить психическое свойства отдельного человека, но и вскрыть природу психических процессов и явлений. Поэтому методы психодиагностики являются методами психологического исследования, но обратное не верно. Например, эксперимент довольно широко применяется в психологических исследованиях, но из-за его трудоёмкости практически не применяется в психодиагностике.
Наконец, обратите внимание на то, что согласно классификации Бориса Герасимовича Ананьева наблюдение и самонаблюдение, а также анализ продуктов деятельности, как исследовательские методы, выведены из состава психодиагностических методик. Другие же методики, например тесты, опросники и пр., являются и психодиагностическими, и исследовательскими.
Добавить комментарий