Животная природа в человеке препятствует духовному развитию, она проявляется как хаос в психике, борьба с которым — важнейшая задача.

Но оказывается,  даже из животной природы можно извлечь пользу, управляя собой как животным на психофизиологическом уровне, т. е. на основе инстинктов и рефлексов. Все способы управления хороши, лишь бы они были действенными.

Рефлекс — закономерная, стереотипная реакция живого организма на раздражитель, происходящая с участием нервной системы.

Рефлексы бывают условные и безусловные.

Безусловные рефлексы — наследуемые, неизменные реакции организма на раздражители: организм устроен так, что он реагирует на некоторые раздражители вполне определённым образом. Например, защитный безусловный рефлекс состоит в отдёргивании руки от горячего тела.

Инстинкты сводятся к безусловным рефлексам.

Инстинкт (пищевой, оборонительный, половой и др.) —  сложная совокупность взаимосвязанных безусловных рефлексов.

Схема безусловного  (б/у) рефлекса такова:

 

Sб/у  → Rб/у .

 

Здесь и далее буквами S и R обозначены стимул и реакция соответственно. Например, запах и вид вкусной пищи Sб/у вызывает слюнотечение и выделение желудочного сока Rб/у.

Безусловные рефлексы врождённые, а условные рефлексы, наоборот, — приобретённые, они возникают по ходу жизни в качестве приспособительных реакций и потомству не передаются.

Все условные  рефлексы, так или иначе, формируются на основе безусловных.

Есть два основных типа условных рефлексов: классические (павловские) и оперантные (инструментальные).

Классические рефлексы формируются на основе подкрепления, т. е. при сочетании двух стимулов, условного и безусловного.

Подкрепление означает, что стимулы предъявляются организму одновременно или, в крайнем случае, промежуток времени между стимулами не должен превышать нескольких минут, и тогда между ними в нервной системе закрепляется связь. Для того чтобы связь была достаточно прочной, необходимо не менее шести-семи подкреплений.

Пример.

Звонок  для собаки безразличен: он звенит, ну и ладно, пусть звенит.

Но если звонок Sусл многократно сочетать с кормёжкой Sб/у, то вскоре обнаружится, что для выделения желудочного сока достаточно лишь позвонить, а давать пищу не обязательно. Тем самым безразличный стимул Sусл стал значимым, он не хуже чем безусловный стимул Sб/у вызывает выделение желудочного сока Rб/у .

Схема формирования классического условного рефлекса такова.

— Есть безусловный рефлекс Sб/у  → Rб/у .

— Затем выполняются 6 – 8 подкреплений,

              подкрепление = сочетание (Sб/у  +Sусл) → Rб/у ,

В итоге получается условный рефлекс:

 

Sусл → Rб/у .

 

Важно то, что условный стимул является внешним по отношению к психике животного (к животной природе у человека), тем самым активность организма запускается извне.

Наоборот, оперантные рефлексы таковы, что активность организма запускается безусловным стимулом, т. е. изнутри.

Оперантные рефлексы, также как и классические рефлексы, формируются на основе безусловных рефлексов, но под действием не подкрепления, а награды.

Пример.

Голодная кошка сидит в клетке, где есть педалька. Если на педальку нажать, то дверца откроется, кошка освободится и сможет поесть.

Сначала кошка мяукает. — Безрезультатно.

Потом тянет лапу между прутьями к еде. — Безрезультатно.

И т. д.

Затем кошка, бегая по клетке, случайно нажмёт на педальку. Дверца откроется, кошка поест — награждена.

Такая ситуация повторяется многократно. В конце концов, если голодная кошка захочет покинуть клетку, она сразу же, первым своим движением, нажмёт на педальку, т. е. теперь она «знает», как освободиться.

Схема формирования оперантного условного рефлекса такова.

— Есть безусловный рефлекс Sб/у  → Rб/у.

— Полезные действия Rусл награждаются, безразличные действия остаются без награды, тем самым полезные действия выделяются из множества прочих.

После 6 – 8 награждений получается оперантный условный рефлекс:

 

Sб/у  → Rусл .

 

А теперь несколько замечаний.

1. На первый взгляд может показаться, что подкрепление и награда — одно и то же.

Но это не так. Подкрепление ≠ награде, потому что подкрепление имеет место незадолго до реакции, в ходе её или сразу после реакции, причём независимо от результата, а награда возможна только за результат, поэтому она всегда после реакции.

2. Подкрепление может стимулировать, но может и угнетать текущую активность. Иначе говоря, бывает стимулирующее подкрепление, воспринимаемое организмом как нечто приятное, положительное и угнетающее подкрепление, оно, наоборот, воспринимается как нечто неприятное, отрицательное.

Аналогично, бывает награда, но бывает и наказание. Организм получает награду за полезные действия, а наказание — за вредные действия.

3. Каждый раз подкреплять или награждать не обязательно, достаточно это делать иногда.

4. И люди, и животные очень склонны к подражанию, при этом могут формироваться довольно сложные формы поведения. Такое научение является, по сути дела, условно-рефлекторным, причём подкреплением здесь является поведение другого животного или человека.

Теперь пара слов о том, как человек может управлять собой  на психофизиологическом уровне.

Во-первых, понятно, что человек является для себя одновременно и дрессировщиком, и животным.

Во-вторых, подкрепления, наказания и награды могут быть выражены не только в грубой, физической форме, но также и в словесной форме.

Едва ли стоит приводить примеры по управлению собой на психофизиологическом уровне: теория нехитрая, каждый сможет её легко применить на практике.

Но иногда бывает, что человек, сам того не замечая, управляет собой на психофизиологическом уровне, т. е. как животным,  себе во вред.

Например, в обед человек выпьет рюмку алкоголя, и сразу же закусит, т. е. наградит себя. Награда плавно превращается в подкрепление, потому что вскоре следует вторая рюмка, затем снова закуска, т. е. награда, и т. д. — Так можно допиться до чёртиков.

Наконец, следует упомянуть об якорении — приёме, известном из нейролингвистического программирования.

Якорь — закреплённый в памяти ограниченный фрагмент опыта, открывающий доступ к более крупному фрагменту опыта.

Иногда бывает, что прослушивание давно забытой грампластинки или какая-то старая вещь, вроде фотоальбома, вызывают потоки ярких, волнующих воспоминаний. Происходит мысленный возврат в прошлое.

Например, чтобы закрепить в памяти особые случаи своей жизни древние майя нюхали специально приготовленные запахи, вроде наших духов. Для отчётливого воспроизведения прошлого им достаточно было снова понюхать эти запахи.

Природа якорения заключается в формировании классического, т. е. павловского рефлекса. В качестве безусловного стимула выступает эмоционально насыщенное переживание. Безусловный стимул сочетается с условным стимулом: какой-нибудь вещью, запахом, необычным действием, мелодией и т. п.

Следует отметить, что в силу эмоциональной насыщенности переживания якорь формируется  очень быстро, не за 6 – 8 повторений, как обычно, а или сразу, или после 2 – 3 повторений.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.