Вы здесь

3.2. Высшие уровни бытия человека

 

 

Индивидуальность: нацеленность на саморазвитие

 

Следующий, после личности, уровень развития человека — индивидуальность. Обычно она формируется уже в зрелом возрасте.

Кто-то возразит: «Как же так? Уже сызмальства у ребёнка проявляется индивидуальность. Например, один ребёнок боевой, а другой — тихоня, один хитрый, а другой простофиля, и т. п.».

На самом деле то, о чём сейчас идёт речь, вовсе не индивидуальность, а всего лишь отдельные индивидуальные черты.

Индивидуальность — это, прежде всего, единство индивидуальных свойств, это целостность, определяющая особый стиль жизни человека, неповторимость человека.

Определяющее слово здесь «целостность» — единство и нераздельность составляющих её частей. Примером целостности является человеческое тело. Оно состоит из частей: две руки, две ноги, голова и т. п. Каждая отдельная часть тела не жизнеспособна и в этом смысле не существует. Существует только целое тело, в единстве его частей.

Как возникает индивидуальность?

Очень просто: зрелый человек сам себя обучает, сам себя просвещает, сам себя воспитывает и формирует приемлемый для него стиль жизни. Не общество, в котором человеку приходится жить, а сам человек отвечает за своё собственное развитие.

Иначе говоря, человек на практике реализует принцип:

 

Создай самого себя!

         

Именно поэтому он становится уникальным, единственным в своём роде представителем человечества.

На Земле и во Вселенной не было, нет, и не будет  ещё одного такого же человека, если человек развился до уровня индивидуальности, т. е. нет, и никогда не будет человека с той же человеческой сущностью, с таким же стилем жизни, с таким же отношением к проявлениям бытия и сознания.

Процесс становления индивидуальности называется индивидуализацией.

Когда говорят о роли личности в истории, имеют в виду не личность как таковую, а человека, возвысившегося до уровня индивидуальности. Именно такие люди ответственны за крутые повороты в историческом процессе.

Особенно сильно индивидуальность проявляется в науках и в творчестве. Представьте себе, мы уберём из истории Михаила Васильевича Ломоносова, Петра Ильича Чайковского, Льва Николаевича Толстого, Илью Ефимовича Репина и т. д. Насколько сильно обеднеет наш мир!

Таких людей невозможно заменить, потому что индивидуальность — это всегда уникальность, неповторимость, а иногда талантливость и даже гениальность.

Вспоминается один фантастический рассказ. На дороге случилась авария, насмерть задавили мужчину. Как водится, собралась небольшая толпа зевак. Среди них — женщина. Она совершенно спокойна, — да мало ли кого там давят?  Бывает …

Но оказывается, эта женщина неизлечимо больна. А погибший мужчина — учёный, который только что открыл средство от её болезни, но не успел опубликовать результаты исследований.  Женщина даже не подозревает, настолько именно этот мужчина для неё незаменим, потому что он — индивидуальность.

Индивидуальность — первопроходец той культурной среды, из которой он вырос, где воспитывался и в которой живёт. Он усвоил то, что сделано до него, охватил и переосмыслил всё сделанное до него своим умом и всей своей душой, и теперь сам открывает для людей новые пути и новые горизонты дальнейшего развития.

Многих выдающихся писателей, поэтов, художников, учёных признали, в том смысле, что отметили их уникальность и по достоинству оценили их творческий вклад в человеческую  культуру. Но, увы, нередко это случается после смерти, а при жизни им не воздали должное …

Всё равно, это означает, что индивидуальность признают. Впрочем, человек, достигший уровня индивидуальности, и не должен рассчитывать на признание, потому что в своём новаторстве он ушёл далеко вперёд, и, как это часто бывает, массы за ним не поспевают.

Короче говоря, личность нацелена на воспроизведение общественного функционирования, а индивидуальность на его развитие и совершенствование.

Многие люди останавливаются в своём развитии на уровне личностей. Они, дожив до седых волос, так и не становятся индивидуальностями, многократно повторяя уже известное, устоявшееся в обществе.

Индивидуальность может сформироваться только на фоне довольно развитой личности. Поэтому самое раннее проявление индивидуальности приходится на юность, при условии, что к этому есть природные предпосылки, такие как талантливость или даже гениальность.

Например, Фёдор Александрович Васильев — выдающийся русский художник-пейзажист, превзошедший своих учителей. Одновременно он работал над 70 картинами! Его творческая жизнь длилась всего 7 лет, он умер в возрасте 23-х лет.

Ещё пример. Эварист Галуа, выдающийся французский математик, основатель современной высшей алгебры. Погиб на дуэли в возрасте двадцати лет.

Впрочем, есть уникальные случаи. Поэтесса Ника Турбина, начиная с четырёхлетнего возраста, диктовала маме и бабушке стихи для записи, причём это была взрослая, зрелая лирика, а не детские стишки. В Венеции (1985 г.) 12-летней Нике присудили за стихи престижную награду «Золотой лев».

Однако столь ранняя индивидуальность — редчайшее исключение. Обычно индивидуальность формируется в зрелом возрасте в результате работы над собой, т. е. в результате более или менее осознанной работы по саморазвитию.

В  этой работе могут сильно помочь добротные книги по психологии.

В частности, в книге Юрия Михайловича Орлова, которая  так и называется «Восхождение к индивидуальности»1, описан уникальный, научно обоснованный метод саногенного мышления, способствующий оздоровлению межличностных отношений и саморазвитию.

 

Сверхчеловек. Нет предела совершенству!

 

Вопрос о высших проявлениях человеческого в человеке в научной психологии разработан недостаточно, — даже общепринятого термина нет: кто говорит о сверхчеловеке, а кто об универсуме …  Мы будем называть высший уровень функционирования человека сверхчеловеком, но трактовать этот термин будем не по Ницше, а иначе.

Сверхчеловек — не только первопроходец той культурной среды, в которой вырос, воспитывался и живёт; он в значительной степени преодолел ограниченность своей первоначальной человеческой природы и настолько развит, что реализует потенции развития человечества, которые ещё не вполне проявились, а только ещё назревают.

Понятия «сверхчеловек» и «святой» близки, но сейчас мы не будем выискивать общее и различия между ними. Для нас это не важно.

Сверхчеловек действует очень эффективно, кроме того, он хорошо социализирован, при условии, что ему это нужно.

Каждого сверхчеловека можно отнести к одному из двух типов:

— сверхчеловек для себя, который переплавил в себе человечность и человеком уже не является, поэтому человечество его больше не интересует; он подобен больной рабочей пчеле, которая забыла своё предназначение и навсегда улетела из улья,

сверхчеловек для людей, который, несмотря на своё высочайшее развитие, всё же остаётся человеком, поэтому работает на благо человечества, руководствуясь высшими ценностями жизни, проявляя жертвенность и подвижничество.

Сверхчеловека, если он для людей, почитают, потому что сверхчеловек, сохранивший свою человеческую сущность, чрезвычайно эффективен в своей деятельности на благо всего человечества. Если он пожелает, то легко впишется в человеческое общество, удовлетворит все свои разумные нужды, а также запросы миллионов и даже миллиардов людей. А захочет — будет жить отшельником в пещере.

Сверхчеловеку почитание ни к чему. — «Добру и злу внимает равнодушно …» Его не особенно волнует, как к нему относятся люди. В некотором смысле он стоит вне обычных человеческих отношений и страстей и не совершает обычных человеческих глупостей.

Почитание сверхчеловека нужно нам, простым людям, чтобы мы, глядя на него, старались развиваться и достигать тех высот, которые доступны нам от природы, от судьбы или по воле Бога.

Сразу нужно сказать, что подавляющему большинству людей уровня сверхчеловека не достичь, что следует из самой сути  сверхчеловека, — это явление штучное и даже редчайшее.

Достижение уровня сверхчеловека целью быть не может, потому что цель — образ желаемого будущего, причём такого, какое хотя бы в принципе достижимо.

Но мечтать не вредно, а стремление к высотам не возбраняется!

Поэтому нужно искать точки роста, потенции развития для того, чтобы стимулировать процессы саморазвития и самосовершенствования.

Что такое рост и развитие?

Каждый  понимает по-своему.

Человек, склонный к научному мировосприятию, стремится совершенствовать свою жизнь и самого себя в согласии с собственной природой и природой окружающего мира.

Человек религиозный стремится познать волю Бога и в максимально возможной степени подчиниться ей.

Каждому — своё. Каждый человек идёт своим путём.

 

  • 1. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.