Вы здесь

А. Ф. Иоффе — один из пионеров инженерно-физического образования в СССР

 

В основу организации Петербургского политехнического института была положена идея теснейшей связи между наукой и техникой. Передовая профессура дореволюционной России понимала, что время так называемой «чистой» науки прошло. Она не может далее оставаться в стороне от производственных задач и запросов жизни. Поэтому еще в 1900 г. при разработке положения о новом институте была высказана мысль о создании отделения по подготовке инженеров для научной деятельности.

С поразительной настойчивостью передовые ученые института добивались открытия нового факультета, который поставил бы в основу чистую и прикладную физику, чистую и прикладную механику, и стал бы звеном между наукой и техникой.

В 1916 г. Совет института вынес постановление о необходимости учреждения нового факультета. Однако внешние условия в царской России были таковы, что до практического осуществления замечательной идеи потребовались бы еще долгие годы.

Многолетняя борьба ученых за создание факультета нового типа увенчалась успехом после Великой Октябрьской социалистической революции. Молодое Советское правительство понимало, что для построения социалистического общества союз науки и техники является жизненно необходимым. Именно он позволит науке выполнить свою основную цель: служа народу, улучшать условия его жизни, повышать технический и экономический уровень государства.

В 1919 г. физико-механический факультет начал свой первый учебный год, заложив начало инженерно-физического образования в нашей стране.

Возглавил физико-механический факультет А. Ф. Иоффе. Много сил и энергии отдал ученый организации учебного процесса на новом отделении. Он принимал самое непосредственное участие в разработке учебных планов, программ и структуры факультета, а также в подборе преподавательского коллектива. Благодаря энергии Иоффе на факультете сформировался сильный коллектив преподавателей. Среди них известные физики В. В. Скобельцын, Ю. В. Вульф, В. Р. Бурсиан, Ю. А. Крутков, В. К. Фредерикс, П. П. Лазарев, а также ученики Абрама Федоровича — Я. И. Френкель, Н. Н. Семенов, М. В. Кирпичева и многие другие. Механика на физико-механическом факультете была представлена профессорами А. Н. Крыловым, И. В. Мещерским, Е. Л. Николаи, А. А. Фридманом.

Помня об основном назначении факультета, А. Ф. Иоффе привлекал к преподавательской работе известных ученых-инженеров. Среди них радиотехник А. А. Чернышев, высоковольтник А. А. Горев, теплотехник М. В. Кирпичев, механик Н. Н. Давиденков и другие.

Согласно первым соображениям учебная программа физико-механического факультета была рассчитана на 8 семестров. Преподавание велось с таким расчетом, чтобы студенты получили такие знания по физике, которые помогли бы им быстро сориентироваться в любой новой проблеме или задаче, поставленной перед ними уже на работе. Поэтому цикл физико-математических наук на новом отделении был значительно расширен, что позволяло обеспечить более высокий уровень общетеоретической подготовки студенчества.

Большое место в подготовке будущих инженеров-физиков отводилось лабораторным занятиям по физике, механике, электро- и радиотехнике, а также по некоторым другим дисциплинам. Уже начиная с первых курсов студенты приступали к выполнению самостоятельных работ, тематика которых определялась задачами и целью нового факультета. По словам Иоффе, инженер должен знать не только по описаниям, но и по собственному лабораторному опыту свойства технических материалов, должен научиться правильно оценивать конструктивные размеры, действующие силы, скорости и ускорения.

По инициативе Абрама Федоровича на физико-механическом факультете было введено уникальное для того времени новшество: наука стала непременной составной частью учебного процесса. Начиная с третьего курса (а иногда и раньше) почти все студенты привлекались к самостоятельной научно-исследовательской работе, которая проходила в лабораториях Политехнического института, в Физико-техническом институте, в Центральном котло-турбинном институте и на других предприятиях. В результате к моменту окончания вуза многим удавалось разрешить новые научно-технические задачи, настолько важные, что они опубликовывались в виднейших журналах не только нашей страны, но и за рубежом.

О высоком уровне оснащенности учебных лабораторий физико-механического факультета достаточно красноречиво говорит тот факт, что некоторые из них позднее превратились в научно-исследовательские специализированные центры.

Немало сил отдавал Иоффе расширению связей факультета с промышленностью: участию студентов в работе на заводах, решению технических задач, выдвигаемых производством, в факультетских лабораториях; привлечению ведущих инженеров к преподаванию на факультете и т. п. Все это способствовало наиболее органичному воспитанию молодого специалиста — физика, с одной стороны, и инженера, с другой.

Более 10 лет А. Ф. Иоффе занимал должность декана физико-механического факультета, много лет возглавлял кафедру общей (или технической) физики, вел лекционный курс, руководил курсовым и дипломным проектированием, семинарами, работой аспирантов. Такая обширная организационная и педагогическая деятельность на физико-механическом факультете позволила ученому наиболее полно отразить в нем свои принципы и идеи.

Шли годы, а вместе с ними накапливался опыт. Но никогда не прекращались поиски по улучшению учебных планов, организации и структуры факультета. Очень интересен, на наш взгляд, опыт факультета по отбору поступающих в институт.

Сотрудники факультета были нередкими гостями в ленинградских средних школах. Беседуя с учителями физики и математики, они отбирали учащихся, наиболее способных к данным дисциплинам. На встречах с последними рассказывалось о правилах приема в институт, о специальностях факультета и его научной работе, проводились предметные консультации. Затем учащихся приглашали в лаборатории факультета на экскурсию.

Несмотря на огромную занятость, А. Ф. Иоффе находил время для личного участия в работе приемной комиссии. Это еще раз подчеркивает, насколько серьезно относился Абрам Федорович к отбору будущих студентов.

Огромная заслуга факультета состоит в том, что он сумел порвать с освященной временем традицией построения учебного процесса. Программа факультета была составлена очень разумно. В нее входили лишь самые необходимые предметы, составляющие гармоничный комплекс инженерно-физического образования: математический анализ, лабораторные работы по физике, химии, электротехнике и радио, расчет и проектирование простейших технических устройств и деталей. Инженеры-физики должны знать литературу по основным вопросам физики и механики, уметь ставить и решать научные и научно-технические задачи.

Ленинградский физико-механический факультет — первенец инженерно-физического образования в СССР. При активном содействии А. Ф. Иоффе подобные факультеты возникали в разных городах Союза. Туда уезжали на работу многочисленные ученики Абрама Федоровича, унося с собой педагогические принципы и идеи учителя. Вот почему воспитанник замечательного ученого академик Б. П. Константинов с полным основанием назвал А. Ф. Иоффе одним из выдающихся руководителей фронта физического образования.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.