Начало педагогической деятельности А. Ф. Иоффе относится к 1907 г. Это было беспокойное время в жизни русского общества. Отгремела революция пятого года, за ней последовал период жесточайшей реакции, коснувшейся всех областей жизни, в частности народного образования. Министерство просвещения всю свою деятельность направило на то, чтобы отвлечь учащуюся молодежь от передовых научных идей и теорий. Вспоминая о школьных годах этого периода, советский физик Я. Г. Дорфман писал: «...одними из самых скучных уроков в школе были уроки по физике. ...казалось, что где-то когда-то жила вымершая порода великих физиков — Ньютон, Паскаль, Бойль, Гей-Люссак, Ом и др. Они всю жизнь писали законы и построили законченное здание физики, создали свод законов. На этом развитие физики прекратилось, и нам, школьникам, оставалось лишь вызубривать законы и системы единиц да смотреть на явления, внутренняя природа которых оставалась непонятной и скрытой. И мы без всякого энтузиазма, без всякого увлечения проглатывали куски этой мертвой физики»1.

Не меньшее разочарование испытал в свое время и сам Иоффе, поступив в Петербургский технологический институт с надеждой найти ответы на многие интересовавшие его вопросы. Весь первый год обучения физике посвящался разбору измерительных приборов — нониуса, делительного круга и т. д. Этого было вполне достаточно, чтобы у многих студентов отбить интерес к физической науке. На собственном примере А. Ф. Иоффе убедился, что так преподавать физику нельзя. Необходимо изживать элементы схоластики и догматизма, знакомить молодежь с теми вопросами и проблемами, которыми действительно живет современная наука.

На формирование педагогических идей А. Ф. Иоффе большое влияние оказало пребывание в Мюнхенском университете. Сюда приезжали из высших учебных заведений всего мира, чтобы ознакомиться с постановкой учебного процесса. Ассистируя Рентгену, А. Ф. Иоффе имел возможность в течение нескольких лет наблюдать его педагогическую деятельность. По воспоминаниям Иоффе, лекции Рентгена не отличались высокой эмоциональностью, но они всегда содержали материал, касающийся последних достижений науки. Рентген умело привлекал прекрасно подобранные демонстрации, а наблюдаемые физические явления стремился анализировать с точки зрения изучаемых законов. Из школы Рентгена Иоффе вынес один из главнейших педагогических принципов — научность в преподавании. Однако со свойственной ему манерой он вкладывал в этот принцип более глубокое содержание, чем учитель. Под научностью преподавания А. Ф. Иоффе понимал не только постоянное добавление в читаемый курс новейших научных данных. Он стремился по-новому объяснять так называемые традиционные вопросы классической физики, умело отбирал такой учебный материал, который бы охватывался общей физической теорией. Исходя из этих соображений начинающий лектор полностью перестроил курс физики. А. Ф. Иоффе не только изменил последовательность изучаемого материала, но и впервые построил преподавание физической науки на основе молекулярно-кинетической и электронной теории.

«Я... попытался рассказать студентам сразу то, чем действительно живет современная физика, начав с общих представлений о строении атома, о молекулярных силах, о кристаллических решетках, и оказалось, что с живая наглядная физика воспринимается нисколько не труднее, чем формальные законы и правила измерений», — писал Абрам Федорович. Это было настоящей революцией в физическом образовании.

Новшество А. Ф. Иоффе многими преподавателями было встречено с большим недоверием. Они считали, что такое изложение материала недоступно для студентов. Однако сами учащиеся рассудили по-другому. «...Я с большим волнением пришел на первую лекцию профессора А. Ф. Иоффе, — позднее вспоминал ученик Абрама Федоровича Я. Г. Дорфман. — ...я вдруг узнал, что, помимо школьной физики, существует микрофизика, физика электронов, протонов, альфа-частиц и атомных ядер, это было поразительно не только для меня, но и для большинства присутствующих, как я успел заметить. Я испытывал чувство человека, проспавшего столетие и внезапно проснувшегося»2.

Время подтвердило правоту Иоффе. Согласно требованиям новой программы учащихся знакомят с положениями вышеуказанных теорий на самой первой ступени обучения физике, добиваясь тем самым сознательного усвоения материала. Так передовая методическая идея ученого проникла в практику средней школы.

От своего мюнхенского учителя А. Ф. Иоффе унаследовал стремление к наглядности в преподавании, тоже получившей в его педагогической деятельности и научных трудах весьма оригинальное толкование. Наглядность для А. Ф. Иоффе — это не только тщательно подобранный эксперимент на уроке или лекции, а прежде всего конкретность мышления и образное представление явлений природы. Рассказывая о новых физических величинах, Иоффе нередко прибегал к методу сравнений и аналогий с уже известными величинами.

Вернувшись в Россию, А. Ф. Иоффе начал самостоятельную педагогическую деятельность в 1907 г. в Петербургском политехническом институте и продолжал ее до 1949 г. В стенах данного учебного заведения ученый прошел все стадии педагогической работы, начиная от внештатного лаборанта и кончая профессором.

Как уже говорилось, в юности А. Ф. Иоффе окончил реальное училище, которое не давало выпускникам «аттестата зрелости». Последнее обстоятельство лишало Иоффе, несмотря на все его заслуги в науке, права преподавания не только в университете, но даже в прогимназии. Наиболее прогрессивное министерство финансов, в ведомстве которого находился политехнический институт, было свободно от формализма министерства народного образования. Именно это позволило профессору В. В. Скобельцыну взять вернувшегося из Германии А. Ф. Иоффе на кафедру физики внештатным лаборантом (1906 г.). В следующем, 1907 г. Совет Санкт-Петербургского политехнического института избрал инженера-технолога А. Ф. Иоффе руководителем упражнениями по курсу термодинамики.

Постепенно объем педагогической работы Иоффе увеличивался. В 1908 г. его избрали доцентом Петербургского горного института, и он приступил к чтению курса термодинамики3, который был впервые издан в 1909 г. и переиздавался в 1912 и 1913 гг. С 1909 по 1912 г. А. Ф. Иоффе читал лекции по физике на курсах П. Ф. Лесгафта.

После сдачи магистерских экзаменов (1912 г.) Иоффе в следующем году успешно защитил диссертацию на степень магистра физики. Это давало ученому формальное право занять профессорское место. Однако в Петербургском политехническом институте существовала только одна кафедра физики, заведовал которой проф. В. В. Скобельцын. По действующим в то время правилам на одной кафедре нельзя было иметь двух профессоров. Высоко ценя научные и педагогические достоинства Иоффе, Скобельцын добился разделения кафедры физики на две.

После защиты диссертации на степень доктора физики, с 28 октября 1915 г. А. Ф. Иоффе избирается ординарным профессором Политехнического института.

Согласно действующему в то время уставу университета, лицо, имеющее ученую степень, могло читать в университете курс на правах приват-доцента. При энергичной поддержке известного физика Д. С. Рождественского Иоффе был приглашен в университет для чтения курса «Теория излучения» в 1913 г.

Однако атмосфера в Петербургском университете того периода не отличалась творческим духом. В преподавании физики были сильны традиции старого классического образования, кроме того, большая часть профессуры была охвачена шовинистическим угаром в связи с войной между Россией и Германией. Неудивительно, что педагогическая карьера А. Ф. Иоффе в стенах этого высшего учебного заведения окончилась быстро. «Профессором университета я не был избран как прошедший немецкую школу и сторонник немецкой науки». В 1916 г. он ушел из университета, на всю жизнь связав свою судьбу с Политехническим институтом.

К работе в Политехническом институте были привлечены лучшие научные силы России, исследования которых были теснейшим образом связаны с широко понимаемой техникой. Поэтому с самого своего основания институт сделался живым центром научно-технической работы, построенной на высоком теоретическом уровне. Работы школы Курнакова по металлургическим сплавам; Байкова, Павлова, Грум-Гржимайло по вопросам металлургии; Кирпичева, Ассура, Зайцева, Рериха по прикладной механике; Тимошенко, Давиденкова, Драгомирова по сопротивлению материалов; Миткевича по механизму электрической дуги; Шателена по высоким напряжениям; исследования по гидродинамике, теории корабля и многие другие создали прочные традиции творческой деятельности на стыке теории и практики.

Инженер по образованию, новатор в науке, А. Ф. Иоффе близко к сердцу принял новые традиции молодого института. Именно здесь сформировался и окреп следующий педагогический принцип Иоффе — тесная связь теории с практикой. Абрам Федорович никогда не считал физику лишь общеобразовательным предметом. В век технического прогресса, подчеркивал ученый, физика стала основой инженерного образования.

Для решения задачи связи обучения с практикой Иоффе пользовался различными методическими приемами: успешно применял физические теории для объяснения практических вопросов; использовал примеры из жизни и производства, иллюстрирующие то или иное физическое явление; вводил задачи, содержание которых связано с практической деятельностью; знакомил студентов с достижениями передовой техники.

Необходимо отметить, что Петербургский политехнический институт проводил целый ряд исследований, в которых удачно сочетались технические науки с экономическими и историческими. Возникла научная школа статистики под руководством Чупрова и научная школа экономической географии под руководством Дена. Явление стыковки смежных областей не могло остаться незамеченным для зоркого глаза наблюдательного Иоффе. Он не только сам сохранил на всю жизнь острый интерес к научным вопросам, лежащим на границе различных дисциплин, но и явился родоначальником совершенно новых исследований, таких, как агрофизическое, физико-химическое и др.

Наиболее яркой особенностью Иоффе как педагога является умелое сочетание научного и педагогического мастерства. В настоящее время стало совершенно очевидным, что дальнейшее развитие высшего образования пойдет по пути тесного слияния научного и учебного труда студенческой молодежи и преподавательского коллектива. Одним из первых, кто ввел науку как учебный предмет, был А. Ф. Иоффе. Являясь одновременно деканом физико-механического факультета и директором Физико-технического института, он сделал очень много для того, чтобы данная идея вошла в практику высшей школы. Теперь в учебных планах многих вузов страны появился новый предмет — НИРС (научно-исследовательская работа студентов). Однако далеко не все вузы, особенно периферийные, обладают условиями, необходимыми для проведения НИРСа. Поэтому встает вопрос: нельзя ли знакомить молодежь с элементами исследовательского творчества в самых традиционных формах педагогического процесса? Ответить на него поможет знакомство с опытом педагогической деятельности А. Ф. Иоффе, который на деле показал, что педагогическая и научная работа составляют единый творческий процесс.

 

  • 1. Год шестнадцатый. Альманах второй. Магнит науки. — М.: Советская литература, 1933, с. 397.
  • 2. Год шестнадцатый. Альманах второй. Магнит науки. — М.: Советская литература, 1933, с. 399.
  • 3. В Петербургском горном институте А. Ф. Иоффе работал с 1908 по 1914 г.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.