— Римляне тоже

поклоняются Луне, — сказал Цезарь.

— Да, — отвечал бритт; — но это наверно

другая Луна;  это  слишком далеко...

А н а т о л ь Ф р а н с.   Клио.

 

На предыдущих страницах изложены системы счета времени, астрономическую основу которых составляет период годичного обращения Земли; с установлением точных правил согласования календаря с этим явлением задача счисления больших промежутков времени практически решена. Но солнечный год есть — сравнительно — весьма длинная единица времени; она могла быть усвоена и принята в жизнь человечества, когда оно подошло уже к позднейшим ступеням своего развития; считать дни по Солнцу от равноденствия к равноденствию — задача нелегкая; человек естественно искал в окружающей природе какое-либо иное, вечно повторяющееся явление, но только более краткого периода, чтобы с этим явлением связать счет дней.

Такое явление он легко мог познать в движении Луны; и действительно, куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря. Самое слово месяц во всех так называемых индогерманских языках имеет общий корень, созвучный с корнем слова «мерить»: месяц есть изначальная мера времени. К этому присоединяется, что у народов азиатского Востока, в долинах Евфрата, Тигра и Ганга, Луна, при мягком свете которой человек отдыхал от жгучего дня, играла заметную роль в первобытной религии, и ее культ иногда даже доминировал над культом Солнца.

Вероятно, в незапамятные времена было уже замечено, что период чередования лунных фаз, т. е. новолуния, первой четверти, полнолуния и последней четверти, продолжается приблизительно 29½ дней; равным образом, что приблизительно через 27⅓ дней Луна, обойдя все небо, вновь возвращается к той же звезде. Арабы, индусы и китайцы усердно изучали этот путь Луны между звездами, назначив для каждого дня особые «домы», или местоположения ее в отношении групп ярких звезд; в этих изысканиях — первые проблески теории движения Луны. К VI в. до н. э., когда начался расцвет нововавилонской культуры и науки, эти исследования значительно продвинулись вперед. Дошедшие до нас от этой эпохи клинописные материалы показывают, что вавилонские (или, как говорят халдейские) астрономы достигли затем изумительной точности в определении некоторых основных постоянных лунной теории.

Для календарных целей достаточно остановиться на самом простом и ярком явлении, связанном с движением нашего спутника, именно на периоде лунных фаз. Всякий знает, что непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она, видимо, обгоняет на небе, продвигаясь от него все время на восток. По этой причине промежуток времени от новолуния к новолунию получил название синодического месяца (от греческого слова, означающего схождение, — в конце этого периода Луна как бы вновь сходится с Солнцем).

Когда Луна в той же стороне неба, что и Солнце, мы наблюдать ее не можем вовсе; но через несколько дней она отойдет от него к востоку, будет заходить уже после Солнца и видна будет как вечернее светило, т. е. от вечерней зари и до своего захода. Через полмесяца она придет в положение, прямо противоположное положению Солнца; в это время ее восходы будут происходить приблизительно с заходом Солнца, ее заходы придутся на восход Солнца. Еще дальше Луна окажется уже к западу от Солнца и к концу месяца, как утреннее светило, она будет видна на востоке от своего восхода до утренней зари. За это время происходит всем известное изменение видимой формы лунного диска — от узкого серпа к полнолунию и затем снова к узкому серпу. Говорить не приходится, как такая смена явлений действовала на воображение первобытного человека — и не только его!

Однако, чтобы связать непрерывно текущее изменение лунных фаз с счислением времени и дней, надо, очевидно, из этого крута явлений выделить какой-нибудь один, достаточно отчетливо наблюдаемый момент. В этом отношении не годятся ни полнолуние, ни обе четверти; одним непрерывным наблюдением Луны довольно трудно безошибочно определить момент, когда перед нами действительно полная Луна или когда ее диск действительно делится пополам. В новолуниях же, очевидно, Луну вовсе нельзя наблюдать.

Куда же положить отправную точку счета дней месяца? У всех народов, считавших по Луне, за таковую было совершенно рационально избрано первое появление лунного серпа после новолуния, рождение молодого месяца; наблюдение именно этого явления и лежит в основе всех лунно-календарных систем.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.