Если бегло ознакомиться с массивом фактических данных, состоящих из описаний примерно полусотни конфликтных ситуаций, то иногда все конфликты будут казаться похожими друг на друга, а иногда, наоборот, каждый конфликт покажется уникальным, существенно отличающимся от всех остальных.

Одна из возможностей уйти от субъективности в оценивании фактов состоит в упорядочении массива фактических данных на основе той или иной классификации.

Конфликт — явление многоплановое, поэтому имеется много различных классификаций конфликтов в целом, а также их отдельных сторон.

По особенностям возникновения конфликты бывают предметные и случайные (беспредметные).

В зависимости от числа шагов конфликты могут быть одношаговыми и многошаговыми.

Многошаговые конфликты могут быть элементарными, если имеются только две стороны и сложными, когда число сторон-участников больше двух.

В зависимости от активности сторон конфликты могут быть активными и потухшими.

У элементарных конфликтов возможны шесть исходов, поэтому по особенностям завершения элементарные конфликты подразделяются на шесть групп.

Далее, в ходе своего развития конфликты проходят через ряд стадий и этапов.

Согласно К.Н.Томасу каждая сторона конфликта имеет определённые установки относительно предпочтительного поведения в конфликте. И так далее.

В книге [31] приведена классификация конфликтов, основанная на том, что они могут проявляться в разных сферах школьной жизни. Согласно этой классификации бывают:

"ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликты) поведения (поступков) возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности."

Иногда конфликты классифицируются по скорости их протекания:

1. Быстротечные, остродинамичные — опасные для жизни;

2. Динамичные — опасные для здоровья;

3. Затяжные, остростатичные — опасные для психического состояния;

4. Статичные — снижающие ситуативную активность.

Эта классификация кочует из книги в книгу (цит. по книге [33]).

Некоторыми из вышеупомянутых классификаций следует пользоваться с большой осторожностью, так как они некорректны в том смысле, что можно привести примеры, не укладывающиеся в классификацию.

Вот пример быстротечного, неожиданного конфликта, где какая-либо опасность для жизни отсутствует, и поэтому не укладывающегося в последнюю из приведённых классификаций.

(95) Девочка учится в музыкальной школе играть на скрипке. В середине учебного года, после полугодового экзамена она приступила к изучению новой программы. Девочка с интересом и с удовольствием знакомилась с новыми пьесами, очень старалась, но учительница выговорила ей, что та занималась недостаточно.

Ошибка учительницы легко объяснима. Новые, только что заданные пьесы даются ученикам с трудом. Поэтому первое время приходится много заниматься, но учителю музыки кажется, что ученик работает недостаточно. Зато потом, когда программа разучена, можно почти не заниматься, но учитель будет вполне доволен.

На замечание учительницы ученица неожиданно реагировала очень бурно. Она закричала, заплакала, нагрубила учительнице, затем быстро собрала свои вещи и выбежала из класса. Так проявилась обычная обида и особенности характера девочки: она привыкла реагировать на неудачи чрезмерно эмоционально.

Встревоженная учительница позвонила на работу матери девочки, дескать, случилось что-то ужасное. Мать бросила все дела, примчалась домой. А девочка, как ни в чём не бывало, сидит на кухне и чай пьёт.

В этом молниеносном конфликте нет опасности для жизни, лишь учительница и мать девочки переволновались. Причина данного конфликта объясняется, по-видимому, истероидной акцентуацией характера ученицы. На экзамене по психологии с этой студенткой тоже были трудности.

Итак, оказывается, что при анализе конфликтов слишком многое нужно учесть, принять во внимание множество классификаций, которые наверняка противоречат друг другу, так как построены на разных основаниях, основаны на разных взглядах и, вдобавок, некоторые классификации к тому же ещё и некорректны.

Есть ли выход из затруднений? Да, выход есть — это пошаговый анализ конфликтов, основанный на деятельностном подходе.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.