О границах Я и не-Я можно говорить в самых разных смыслах. Например, к своему Я человек относит своё физическое тело. В данном случае граница между Я и не-Я определяется довольно чётко.

Граница становится менее чёткой, если иметь в виду интимную зону, окружающую тело человека, простирающуюся вокруг тела человека на расстояние 30 – 45 см [2]. Интимная зона примечательна тем, что нарушение её границ посторонним человеком нежелательно, потому что воспринимается как нетактичное поведение или, может быть, даже как проявление угрозы и враждебности.

В дальнейшем нас будет интересовать та граница между Я и не-Я, которая разграничивает то, чем человек может управлять (это Я), и то, чем человек управлять не может (это не-Я).

Отметим, что такая граница между Я и не-Я устанавливается в процессе деятельности, со времени она смещается в ту или иную сторону, поэтому неудивительно, что при определении границы между Я и не-Я индивид может ошибаться. В результате возникает некоторая неадекватность в отражении психической реальности, что получает своё выражение, в частности, на эмоциональном уровне. А именно, такие эмоции, как обида и вина возникают как раз вследствие нечёткости и ошибок в установлении границ между Я и не-Я .

Обида — отрицательная эмоция, возникающая вследствие чрезмерно расширенного восприятия своего Я, которое становится настолько обширным, что включает в себя других людей. Далее, индивид пытается управлять этими другими людьми, на том основании, что они — часть его самого, отказывая им в малейшей свободе. Если это не удаётся, то индивид испытывает обиду. В этом смысле обида похожа на досаду, которая возникает в результате неудачного управления своей собственной активностью.

Например, родитель нередко распространяет своё Я на своего ребёнка, т.е. он идентифицирует себя с ребёнком на том основании, что уделяет ему много времени и сил, и поэтому пытается им управлять, как самим собой. Ребёнок, однако, даже самый маленький — самостоятельный человек со своими собственными мыслями, чувствами, желаниями. Отсюда понятно, что управление нередко оказывается безуспешным, и родитель обижается на ребёнка. Дети учатся обижаться, подражая своим родителям.

Итак, для возникновения обиды необходимы следующие четыре условия:

1. Чрезмерное расширение своего Я, идентификация себя с другими людьми.

2. Попытки управлять этими другими людьми, как самим собой.

3. Попытки должны быть неудачными.

4. Должна быть привычка реагировать на свои неудачи отрицательными эмоциями.

Если 1, 2 и 4 условия выполнены, то индивид будет обидчивым, в противном случае, не будет.

Вина — эмоция, дополнительная обиде, в том смысле, что один человек обижается, а другой, в ответ, чувствует себя виноватым. Вина возникает, если индивид считает, что на каком-либо основании им можно управлять, но ведёт себя по-своему, неуправляемо.

Для возникновения вины необходимы следующие четыре условия:

1. Проекция индивидом части своего Я на других людей, состоящая в признании за ними права управлять его поведением.

2. Попытки управления индивидом со стороны этих других людей. Впрочем, достаточно того, чтобы индивиду лишь казалось, что им пытаются управлять.

3. Управление должно быть неудачным. Или же индивиду всего лишь кажется, что его поведение не нравится управителю.

4. Привычка реагировать на свои неудачи, и, следовательно, в силу проекции, на неудачи управителя отрицательными эмоциями.

Напомним, что проекция и идентификация взаимно противоположны. Идентификация состоит в расширении Я, в приписывании своему Я того, что к Я не относится. Проекция, наоборот, заключается в сужении Я, то есть, в результате проекции собственные свойства индивида им же самим отчуждаются, и присваиваются внешним объектам. Отсюда следует противоположность вины и обиды.

Рассмотрим пример. Оригинальный текст, представленный студенткой физмата слегка отредактирован:

(59) ”Учительница и ученица шли навстречу друг другу по школьному коридору. Так случилось, что учительница поздоровалась первой, а ученица, — когда та уже “пролетела”.

Потом на классном часе учительница стала при всех упрекать ученицу, обзывать её нахалкой. Ученица оправдывалась, но учительница ещё сильнее ”раздула огонь”. Ученице было стыдно, что её так ”опустили” (т.е. осрамили — прим. автора) при всех, — она была отличницей. Учительница осталась при своём мнении, а ученица ещё долго чувствовала себя униженной”.

В этом примере учительница обижается, а ученица, ощущает досаду, стыд, срам и вину, она пытается оправдаться. Если подробнее, то в их душах проигрываются, в свёрнутом виде, следующие монологи:

Учительница: ”Я так много времени и сил уделяю своим ученикам! В них есть частица моего Я! На этом основании они должны мне беспрекословно подчиняться (идентификация) и, уж во всяком случае, оказывать мне внешние знаки почтения. Но вот эта конкретная ученица мне не подчинилась! Надо же, Я первая поздоровалась, а она даже ухом не повела! Я обижена! Ученицу надо примерно наказать, чтоб другим неповадно было!” Отсюда стремление учительницы усугубить конфликт.

Ученица: ”Учительница много времени и сил уделяет всем нам, и мне в том числе. Недаром, я — отличница! На этом основании она вправе, до некоторой степени, управлять мной (проекция). И уж, во всяком случае, она имеет право на элементарное почтение. Случилось так, что я не оказала ей должного почтения. В этом смысле я виновата. Нужно было внимательно смотреть вокруг, чтобы вовремя увидеть учительницу, наконец, нужно было громче здороваться, чтобы учительница услышала. Я этого не сделала, досадно!

Я виновата! Попытаюсь оправдаться. …Не получается! Никак не могу оправдаться, какая досада!

Мои одноклассники — свидетели этой безобразной сцены. Они были обо мне лучшего мнения и никогда бы не подумали, что со мной такое может случиться. Но случилось! Да я и сама про себя не думала, что такое может случиться! Стыд и срам!”

Вина и обида не являются врождёнными, они формируется в дошкольном возрасте. В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок обнаруживает, что, обижаясь, можно довольно легко управлять людьми. Интересно, что у обиженного человека лицо нередко принимает детское выражение. Что касается вины, то она специально формируется в психике ребёнка родителями и воспитателями, чтобы ребёнком было легче управлять.

Управление обидой люди переносят плохо даже в спокойной обстановке. Быть виноватым подавляющему числу людей не нравится. Обидчивых людей, как правило, все сторонятся.

Отсюда понятно, что, обида и вина, являясь детскими эмоциями, способны способствовать эскалации конфликта.

Для того, чтобы не обижаться, нужно освободиться от идентификации, т.е. признать, что окружающие люди имеют свои собственные желания, мысли, волю, иначе говоря, признать за ними право на психическую независимость.

Чтобы не чувствовать себя виноватым, нужно признать право быть независимым за самим собой. Ощущение вины указывает зрелому, психически развитому человеку на то, что его поведение не соответствует требованиям того или иного управителя. Таким образом, вина лишь сигнализирует, но не управляет поведением зрелого человека.

Наконец, нужно стремиться к тому, чтобы обида и вина в условиях конфликта выполняли лишь сигнальную, но не регулирующую функцию.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.