Очень часто учитель попадает в поведенческий тупик, требуя что-либо, не подумав о том, что вероятность отказа велика.

(17) На уроке математики учащиеся выполняли самостоятельное задание, а учительница ходила вдоль рядов, наблюдая за порядком. На полу, между партами валялась брошенная бумажка. Учительница сказала мальчику, который сидел за ближайшей партой: "Наверное, это ты бросил бумагу, подними её!" Она хотела, чтобы в классе было чисто.

"Это не мой листок. Почему я должен его поднимать?" — отказался мальчик.

Повторные попытки заставить мальчика убрать листок оказались безрезультатными, возник конфликт. В конце концов, учительнице пришлось отступить, показав тем самым, что её требования выполнять не обязательно.

(18) Конец предпраздничного учебного дня, завтра 8 марта. На последнем уроке половина класса отсутствовала. Учительница литературы изо всех сил пытается провести урок как положено. Не получается: у детей нерабочее, предпраздничное настроение. Учительница возмущается, но дети в приподнятом настроении, ждут конца урока. Тогда учительница надумала провести контрольную работу, дала задание. Но никто не подчиняется, угрозы поставить двойки не действуют.

Прозвенел звонок и конфликт угас сам собой. Учительница не хотела портить перед праздником настроение ни себе, ни учащимся. Ущерб от конфликта невелик. Плохо то, что учительница полностью потеряла возможность управлять классом, и, что самое неприятное, это было очевидно для всех.

Наверное, в самом начале урока можно было проявить гибкость, учесть настроение школьников, отказавшись от обычной формы проведения урока. Например, можно было обсуждать на уроке пусть не обязательный, но увлекательный материал.

Итак, не следует что-либо требовать от учащихся, если вероятность отказа велика.

 

Иногда учитель попадает в поведенческий тупик, предъявляя учащемуся невыполнимые требования.

(19) На уроке биологии ученик вёл себя плохо, громко разговаривал с соседом, не слушал учительницу. Она рассердилась, отругала ученика и сказала: "Приведи в школу своего отца!" Реакция была неожиданно бурной. Ученик в слезах выбежал из класса. Оказалось, что его отец умер совсем недавно, две недели тому назад.

Так совершенно неожиданно учительница попала в поведенческий тупик, оказалась без вины виноватой. Она приезжает в школу с другого конца города один день в неделю. Знать о том, что у ученика умер отец, она не могла.

Поэтому требование, чтобы в школу пришёл конкретный человек, некорректно. Нужно было сказать: "Приди с кем-нибудь из взрослых". Именно эту фразу следует считать нормативной в подобных случаях. Студентов пединститутов нужно этому специально обучать.

Студентов-медиков тоже специально обучают нормативным фразам. Например, на первых же занятиях им объясняют, что у пациента может быть серьёзный повод для беспокойства, даже если ничего не болит. Поэтому спрашивать на врачебном приёме: "Что у Вас болит?" — недопустимо. Пациент может подумать: "У меня ничего не болит, я зря отнимаю у врача время". В результате застенчивый человек откажется от необходимой ему врачебной помощи.

Нормативной фразой в таких случаях является: "Что Вас беспокоит? На что жалуетесь?"

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.