Отношения между людьми отчасти регулируются правовыми, юридическими нормами при посредстве государства. Однако в подавляющем большинстве случаев люди обходятся без помощи государства, выстраивая взаимные отношения в соответствии с этическими нормами, — неписаными требованиями и правилами, циркулирующими в обществе, с которыми каждый индивид знакомится в процессе социализации.

Можно было бы избежать многих неприятностей, из числа рассмотренных в данной книге, если бы учителя, да и ученики тоже, придерживались этических норм.

Однако, этические нормы, правила, требования потому и являются предметом нашего разговора, что нередко возникает желание их нарушить. Тем более, за нарушением этических норм довольно часто следует награда в виде некоторой сиюминутной выгоды для себя.

Поэтому осторожные и не обременённые совестью люди легко обходят не только этические, но и юридические нормы и законы, причём оказывается, что установить факт нарушения, а также степень вины нарушителей очень не просто.

(166) Например, некоторые учителя престижных школ предлагают репетиторство, если ребёнок не справляется с программой. После того, как деньги уплачены и проведена пара дополнительных занятий, успеваемость резко повышается. Что это? Завуалированное вымогательство, или же на самом деле ребёнку оказана существенная помощь? Входит ли такая помощь в круг служебных обязанностей учителя и, следовательно, должна оказываться бесплатно, или нет? Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.

Иногда установить факт нарушения этических норм непросто ещё и потому, что все участники событий вступают между собой в сговор, в итоге они все получают свою выгоду, а единственной пострадавшей стороной оказывается общество в целом.

(167) От руководителя компьютерного кружка требуют, чтобы его воспитанники ежегодно представляли на городской, а ещё лучше, на областной конкурс свои разработки. Научить детей программированию нелегко, поэтому руководитель кружка идёт на подлог. Дети выступают с чужими программами, написанными для них бывшими воспитанниками компьютерного кружка, выбывшими из кружка по возрасту. У последних есть свой интерес. Компьютер для них дорогое, в денежном смысле, удовольствие, поэтому они по привычке посещают кружок, ради того, чтобы иметь доступ к компьютеру, и расплачиваются за это разработкой конкурсных программ.

В итоге все довольны и молчат, но при этом страдают интересы общества. Последствия такого мелкого жульничества, могут проявиться самым неожиданным образом.

Может быть, обществу следует более жёстко реагировать на нарушение этических норм? Тогда постепенно этические ограничения интериоризируются, врастут в психику каждого отдельного человека, так что постепенно возникнут внутренние тормоза в виде боязни наказания?

Как раз против этого предостерегал Л.С. Выготский, писавший в своей книге "Педагогическая психология" [10]:

"Не следует превращать …нравственность во внутреннюю полицию духа…. Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий также безнравственно, как и делать. Всякое несвободное отношение к вещи, всякий страх и зависимость уже означают отсутствие нравственного чувства. Нравственное в психологическом смысле всегда свободно."

Это значит, что приобретением индивида в процессе социализации должны стать нравственные нормы, как таковые, а не боязнь наказания за их нарушение. Тогда нравственные нормы будут восприниматься индивидом как нечто должное, неизбежное и естественное, а не как посторонние правила, навязанные извне.

Имеется особая наука, изучающая должное поведение — деонтология (от греч. deonthos —должный). Это научное направление в медицине с тысячелетней историей, изучающее этические правила, нормы, принципы, которыми руководствуется врач, а также совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие врачебного долга.

А именно, медицинская деонтология рассматривает комплекс следующих вопросов:

1. Этические аспекты взаимоотношений врача и больного.

2. Отношения врача и общества, государства, права, закона.

3. Отношения между врачами и другими медицинскими работниками, а также взаимоотношения врача и медицинского коллектива.

4. Врач и микросоциальная среда больного (его родственники, друзья, соседи, сослуживцы и т.п.).

5. Отношение врача к самому себе, его самооценка, оценка результатов своей деятельности, своих достижений и неудач.

Каковы истоки медицинской деонтологии?

Медицинские работники на еженедельных конференциях, при обходах больных, при обучении студентов и молодых врачей, наконец, в процессе обычной рутинной работы делятся между собой не только медицинскими знаниями, они формируют и распространяют в своей среде свой, особый стиль поведения, особые этические нормы, присущие только медицинским работникам. Они изучают и ищут пути предупреждения ятрогений (iatros — врач) — негативных, преимущественно психогенных воздействий на больного со стороны медицинских работников. Наконец, в медицинских журналах и монографиях нередко обсуждаются вопросы деонтологии.

Фактически это означает, что в нашем обществе имеется субкультура медицинских работников, и что медицинская деонтология вызревает в недрах этой субкультуры. Считается, что деонтологический компонент врачебной подготовки является центральным, стержневым, определяющим уровень и успех врачебной деятельности в целом [20].

Всё сказанное дословно повторяется и в отношении педагогической деонтологии. Педагогический работник, воспитываясь в обществе и живя жизнью обычного гражданина, усваивает нормы общечеловеческой нравственности. Сверх этого, участвуя в профессиональной деятельности, общаясь с коллегами, педагогический работник обогащается специфическими нормами профессиональной этики.

Деонтология педагогического работника вовсе не пустое, введённое от нечего делать, понятие. Достаточно вспомнить подвиг Януша Корчака, героически и до трагичного конца следующего своему профессиональному долгу, чтобы более не сомневаться в том, что требования деонтологии являются главнейшим регулятором поведения педагогического работника.

Требования педагогической деонтологии включают в себя нормы общечеловеческой морали, но, сверх того, они содержат в себе дополнительные нормы, непосредственно вытекающие из специфики учебно-воспитательной деятельности.

В частности, учитель, воспитатель, школьный психолог нередко знают или догадываются о физических или психических недостатках детей, о неурядицах в их семьях. Они, так же как и медицинские работники, обязаны хранить тайны, которые открылись им в процессе профессиональной деятельности.

Ещё одна важная особенность педагогического труда состоит в том, что педагогический работник отвечает не только за своё наличное поведение, за свои поступки здесь и сейчас, но и за самые отдалённые их последствия.

(168) Более ста лет назад священник, преподаватель закона божьего невзлюбил одного ученика. Как только начинался урок, священник, независимо от поведения ученика, ставил его в угол.

Прошло уже более ста лет, а прабабушка, младшая сестра того ученика, рассказывает об этом конфликте своим правнукам, и посмеивается, вот, дескать, как бывало на законе божьем.

Интересно, если бы этот священник как-нибудь узнал тогда, что о допущенной им мелкой несправедливости будут вспоминать через сто лет, вёл бы он себя по-другому или нет? Вспоминают ли сейчас об этом учителе в связи с его какими-либо другими, добрыми делами, или только этот мелкий эпизод, — тот единственный след, который остался после него на земле?

Наконец, ещё одна особенность деонтологии педагогического работника следует из того, что учащиеся, и общество в целом, предъявляют к поведению педагогических работников повышенные требования, замечают в их поведении мельчайшие огрехи. И, главное, такие огрехи всегда на виду, потому что за учителями, преподавателями, воспитателями в магазине, в автобусе, в общем, всегда и везде, наблюдают тысячи глаз.

(169) В конце 80-х годов алкогольные напитки в магазинах свободно не продавались. Кроме денег, для покупки водки или вина нужно было иметь специальные талоны, дающие право на их приобретение, распределяемые через домоуправления. И, наконец, нужно было выстоять огромную очередь, так как люди попроще и без церемоний, отоваривались без очереди, они силой и наглостью прорывались к прилавку, а интеллигенты, как всегда, оказывались в хвосте.

Так вот, студенты, любившие выпить, нередко встречались в винной очереди с доцентом, который в институте вел себя весьма строго и принципиально. Поэтому студентам было удивительно, что он стоит в винной очереди, в одном ряду с пьяницами.

На фотографии, которую студенты сделали по случаю дня здоровья, этого доцента сфотографировали стоящим с опорой на лыжные палки так, что при желании можно было легко вообразить, будто он в этот момент был пьяным. В стенгазете-репортаже о дне здоровья студенты поместили эту фотографию с надписью: "Пить то пей, да дело разумей!"

Данный эпизод является иллюстрацией к тому, что общество стремится управлять поведением педагогических работников через ожидания. От сапожника, слесаря, шофёра и т.д. общество, при всём уважении к этим профессиям, не ожидает особого, высоконравственного поведения. А от педагогического работника ожидает! Конечно, среди педагогических работников есть пьяницы, дураки, мерзавцы и т.п. И всё же, было бы лучше для всего нашего педагогического цеха, если бы мы, педагогические работники, соответствовали повышенным ожиданиям со стороны общества.

Общечеловеческая нравственность едина для всех. Медицинская деонтология, наоборот, подразделяется на деонтологию хирурга, деонтологию терапевта, деонтологию психиатра и т.п., потому что в работе каждого специалиста есть свои особенности.

Точно также педагогическая деонтология должна подразделяться на отдельные направления, какие конкретно, покажет будущее. И, несомненно, что среди них будет деонтология преподавателя психологии и деонтология школьного психолога.

Рассмотрим теперь пару примеров нарушения деонтологических норм преподавателями психологии.

(170) Обычно при обсуждении теста "групповая оценка личности" (ГОЛ) некоторые студенты просят, чтобы этот тест применили к ним. Такие студенты, как правило, адекватно воспринимают своё место в группе, их индивидуальная оценка самих себя примерно совпадает с групповой оценкой.

Но вот, на одном из занятий все студенты почему-то осторожничают, никто не вызывается, чтобы его оценили согласно методике ГОЛ. Абстрактно изучать этот тест не интересно, поэтому преподаватель решил взломать сопротивление студентов. Он ввёл правило: давайте рассчитаемся, как это бывало в детстве. Студенты согласились.

Выбор пал на необщительного студента, находящегося на далёкой периферии учебной группы. Оказалось, что группа оценивала его в среднем на два балла, а себя он оценивал в среднем на четыре балла. Возможно, ему полезно было посмотреться в своеобразное зеркало, каковым является ГОЛ. А может быть, нет?

Несмотря на то, что после этого случая прошло несколько лет, он не забылся, "гвоздём сидит" в памяти преподавателя. Наверное потому, что в этом опыте есть отрицательный момент: все студенты увидели, насколько сильно разошлись обе оценки.

Для исключения подобных неприятных эпизодов следует придерживаться требования добровольности психологического тестирования (в том числе и на учебных занятиях), причём полученное под давлением формальное согласие в качестве добровольного не засчитывается.

А вот случай вопиющего нарушения норм деонтологии.

(171) Проводится занятие по теме "Несуществующее животное". Стимульный материал, т.е. инструкцию, как следует выполнить рисунок, преподаватель каждый раз, ради интереса, задаёт слегка по-разному. На этот раз акцент сделан на процессе размножения несуществующих животных.

Один из студентов, умный, активный и, в то же время, очень послушный, нарисовал целую картину, где были яйца, похожие на куриные, маленькие черепашки, которые освобождались из яиц, потом они забирались на деревья и т.п. Фактически в этом сюжете содержалось несколько рисунков.

А раз так, то анализу подлежит самый первый рисунок, потому что именно он лучше всего отражает состояние бессознательного. На первом рисунке были изображены яйца, целые и расколотые, с острыми краями, направленными кверху. Такой рисунок интерпретируется как нежелание тестироваться и защита от агрессии сверху. Все прочие рисунки выражали нежелание конфликтовать: "Приказано рисовать, ладно уж нарисую".

Преподаватель высказал эти соображения во всеуслышание, слегка поддразнивая студента, дескать, вот какой ты скрытный! В то же время, преподаватель подчёркнул, что только сам студент вправе решать, участвовать ему в работе на занятии или остаться посторонним наблюдателем. Не хочет рисовать или показывать рисунок, — не надо. Потом стал обсуждать другой рисунок.

И вдруг, студента как прорвало. Он стал говорить и говорить, перебивая преподавателя; и все стали слушать рассказ студента.

Оказалось, что он обучался в педагогическом классе, где одним из предметов была психология. На занятии по теме "Несуществующее животное" учительница психологии публично заявила, что рисунок этого студента свидетельствует о наличии у него, выраженных гомосексуальных наклонностей (?!). Но на самом деле у него даже в мыслях этого нет, он не гомосексуалист!

Конечно, сексуальная ориентация — личное дело каждого. Тем не менее, обсуждать столь деликатные вопросы, можно лишь предельно осторожно, выступая при этом в качестве психолога-консультанта, но не учителя психологии.

Преподаватель вынужден был осудить учительницу психологии, потому что она допустила в отношении ученика поразительную бестактность, какую профессионал допускать не вправе.

Деонтологические нормы являются продуктом тех или иных субкультур. Со временем условия функционирования субкультур меняются, следовательно, содержание соответствующих деонтологий тоже меняется. В частности, четверть века назад такой специальности, как школьный психолог, вообще не было. Теперь же в полной мере возникла проблема становления деонтологии школьного психолога.

(172) В базовой школе проводится педагогический эксперимент. И оказалось, что все дети, которые учатся в этой школе, обязаны систематически обследоваться у психологов, т.е. данное требование является негласным условием обучения ребёнка в этой школе.

Некоторые родители не хотят, чтобы их дети тестировались у психологов, потому что такие тестирования оказываются серьёзными испытаниями и для детей, и для их родителей. Родители шушукаются между собой по этому поводу, но терпят, так как считают, что в этой школе учиться всё же лучше, чем в соседних.

Возникает вопрос, почему встреча с психологами является испытанием для ребёнка? Думается, что ответ на него может дать следующий эпизод.

Руководительница психологической службы разговаривает с другой женщиной: "Когда я в отпуске, я худею, но стоит мне вернуться на работу, как я сразу же полнею, так что никакие юбки не подходят". Автор случайно услышал этот разговор, когда проходил мимо, и, рискуя быть невежливым, сказал, что это явление легко объяснимо. Оно означает, что ей не нравится работать психологом, поэтому свои отрицательные эмоции она "заедает", компенсирует приёмом пищи в рабочее время. В ответ она вдруг широко заулыбалась и сказала: "Да, да, как вы хорошо меня понимаете!"

Итак, школьный психолог не любит свою работу и детей, отсюда проблемы.

Тем не менее, ситуация в этой школе всё же не столь серьёзна, как может показаться, если исходить только из приведённых выше фактов. Руководительница психологической службы — компетентный психолог, профессионал, поэтому серьёзные изъяны в работе, сопровождающиеся нарушением норм деонтологии в этой школе, по-видимому, невозможны.

В наше время формируются многие психологические специальности практической направленности: школьный психолог, психолог-диагност, психолог-консультант, психолог-психотерапевт и т.п. Это означает, что в сообществах специалистов (в субкультурах) зарождаются и вызревают дентологические нормы, которые являются центральным, стержневым образованием, определяющим уровень и успех профессиональной деятельности названных специалистов.

Наконец, деонтологические нормы уже сложившихся педагогических специальностей развиваются и совершенствуются, чтобы в полной мере соответствовать запросам общества. Всё это требует дальнейшего серьёзного изучения.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.