Вы здесь

39.2. Социализация — становление личности, а индивидуализация — индивидуальности

 

Опорные слова к вопросу №39 — здесь


Понятие индивидуальности (как и понятие личности) отно­сится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия че­ловека, два его различных определения. Несовпадение этих поня­тий проявляется, в частности, в том, что существуют два различ­ных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими.

Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

Индивидуальность - целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация - это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Таким образом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность.

Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индивидуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию.

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют раз­ные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах са­мостоятельной сущности.

В философско-психологической литературе из двух опреде­лений человека - личность и индивидуальность - «вершин­ным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре­альности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: «Если личность - «вер­шина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль­ность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Понятие личности фиксирует соци­ально значимые качества человека, описывает включенность ин­дивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об­щественных отношений.

Индивидуальность - это не только и не столько включен­ность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколько его выделенность из этих отно­шений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно­сти связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им, и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности вхо­дят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотъемлемым достоянием. Про другие социальные реально­сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

Без определенного ограничения социальных связей и отно­шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «... Только выражая себя в определенной ин­дивидуальной форме, - писал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, - гений может создать истинно художественное творение».

На определенном этапе своей жизни человек должен отве­тить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, ли­дер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. - неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социаль­ные роли или функции сами по себе безличны.

Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и от­ношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вло­жить что-то свое - уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.