38.2. Формирование и развитие личности

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь


Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими. Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако, их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и ряда других вопросов.

С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности.

Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.

Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей.

Гуманистическая психология и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, которую разработал американский психолог Эрик (Хомбергер) Эриксон. Эта теория будет изучаться в курсе психологии развития или возрастной психологии.

В отечественной психологии под развитием личности понимается закономерное изменение личности с течением времени как в качественном, количественном, так и в структурном отношении. Развитие личности является необратимым, направленным (т.е. способным к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие) процессом, осуществляемым в условиях социализации индивида и, в частности, его воспитания.

Два рождения личности (согласно Лидии Ильиничне Божович):

  • Первое рождение. В возрасте 3 года: появляется способность к поведению, опосредованному социальными нормами, т.е. ребёнок к трём годам уже умеет себя вести так, как принято в человеческом обществе.
  • Второе рождение. В подростковом возрасте возникает способность сознательного формирования таких личностных свойств, которые определяют поведение человека: мотивов, ценностей, убеждений, интересов.

Движущими силами развития личности являются противоречия:

  • между потребностями и внешними обстоятельствами,
  • новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения,
  • новыми требованиями деятельности и несформированными знаниями, умениями и навыками,
  • возникшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности.

Механизмами формирования личности являются:

  • принятие социальных ролей,
  • идентификация, состоящая в том, что субъект ставит себя на место другого человека, погружается в обстоятельства его жизни и, тем самым, усваивает стиль его жизни, присваивает его личностные особенности.
  • психологический симбиоз (диады),
  • викарное научение (= научение через подражание),
  • компенсация (замещение недостаточно развитых функций другими, развитыми функциями) и т.п.

Кроме того, любые механизмы, формирующие высшие подструктуры личности являются также механизмами, формирующими личность. В частности, в психологии есть понятие "сублимация" - процесс разрешения внутренних, психических противоречий на пути личностного роста.

Факторы и условия развития личности:

  • среда и наследственность человека (это факторы),
  • обучение и воспитание (это внешние условия),
  • активность человека, его интересы, мотивы, воля и т.п. (это внутренние условия).

Нормальное развитие может нарушаться множеством факторов. В частности, это могут быть дефекты задатков, на основе которых формируется личность. Примеры некоторых таких нарушения:

  • олигофрения, проявляющаяся в замедленном темпе умственного развития ребёнка.
  • ранний детский аутизм, проявляющийся в невозможности участия ребёнка в полноценном общении с другими людьми,
  • психопатии, проявляющиеся в стойкой и тотальной социальной дезадаптации ребёнка.

Более подробно эти нарушения изучаются в курсе спецпсихологии и коррекционной педагогики.

 

RSS-материал