Вы здесь

XX ВЕК. ПУТЕШЕСТВИЯ. ОТКРЫТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Двадцатитомная серия книг, издание которой начато в нашей стране в 1972 году, называется так: «XX век. Путешествия. Открытия. Исследования». Уже вышли в свет первые тома серии, в их числе записки об экспедициях Р. Пири и Р. Амундсена, И. Д. Папанина, В. К. Арсеньева, Т. Хейердала. Пожелаем читателю познакомиться с этими книгами, продолжающими многовековую традицию литературы путешествий и открытий неведомого на нашей планете. Вот как выразил это пожелание Тур Хейердал в предисловии к своей книге об экспедициях на «Кон-Тики» и «Ра», озаглавленном «Приглашение к путешествию». Знаменитый исследователь обратился к тем, кого занимают пути экспедиций, к читателям, любящим музу дальних странствий: «Желающих путешествовать гораздо больше, чем тех, у кого есть время и возможность участвовать в экспедициях, хотя бы потому, что у каждого своя профессия. Выпуская двадцатитомную серию о путешествиях и экспедициях XX века, издательство «Мысль» снабжает всех, кого манят странствия, билетами во все уголки земного шара».

Перечислим вместе с Туром Хейердалом маршруты, по которым такие «билеты» позволят совершить путешествия: «Вы можете отправиться во льды Арктики под руководством Папанина и Пири, можете вместе с Амундсеном, Гусевым и Трешниковым, Фуксом и Хиллари исследовать белые пустыни Антарктики. Вы можете погреться среди вулканов под надежным присмотром Тазиева и Мархинина или уйти в необозримые дебри Азии вместе с Арсеньевым, Рерихом, Обручевым и Мурзаевым. Можете погрузиться на дно Мирового океана в обществе Кусто и Пикара и взойти на высочайшие вершины Гималаев вместе с Эрцогом и Нойсом. Можете навестить диких животных Африки вместе с Гржимеком, затеряться в тропических лесах Южной Америки вместе с Фосеттом или вместе с Ушаковым исследовать безвестные острова в Северном Ледовитом океане. Проникнуть вместе с Кастере в нескончаемые пещеры, чтобы изучать таинственный подземный мир, или же выйти в море с отважным одиночкой Бомбаром. А я могу пригласить вас в путешествие в далекое прошлое, когда неведомые мореплаватели делали плоты и лодки из бальсы и папируса, и мы пройдем вместе с ними через океан из Америки и в Америку, чтобы посмотреть, не было ли связи между древнейшими культурами мира.

Добро пожаловать в путешествие, куда бы вас ни влекло! Может быть, начав читать, вы войдете во вкус и побываете вместе с нами во всех концах маленькой, но удивительно разнообразной планеты, на которой мы странствуем сообща в неизведанном, безбрежном мировом пространстве»1.

 

 

Двадцатитомная серия книг о путешествиях XX века — это издание обширное, интересное; в него вошли многие прекрасные произведения литературы путешествий новейшего времени. Но сколько еще можно было бы насчитать путевых записок, достойных внимания читателя, опубликованных в разных странах на разных языках с 1901 года по нынешний день. В последние десятилетия появилось особенно много новых книг о виденном и исследованном в экспедиционных маршрутах. И поистине стал безбрежным поток очерковой литературы о туристских поездках, о путевых впечатлениях писателей, журналистов, ученых, участников международных фестивалей, конгрессов... В нашей книге рассказано о некоторых сравнительно немногих классических произведениях литературы путешествий прежних времен. Отличаются ли от своих относительно недавних предшественников — путевых записок исследователей XIX столетия — описания экспедиций, включенные в число лучших в капитальную двадцатитомную серию «XX век»? Отличаются ли новыми, свойственными именно нашему веку чертами многие сотни других книг о путешествиях, открытиях, исследованиях, совершенных в XX столетии?

Ответ, казалось бы, напрашивается сразу. Попытаемся все же прежде, нежели ответить на этот вопрос, сравнить несколько экспедиций и соответственно несколько книг. Воспользуемся для такого сравнения двумя книгами: первая из них — путевые записки Роберта Пири «Северный полюс» и Руала Амундсена «Южный полюс», вторая — дневник И. Д. Папанина «Жизнь на льдине». Вышли в свет еще два тома серии с путевыми записками исследователей Антарктиды — А. М. Гусева и А. Ф. Трешникова, Вивиана Фукса и Эдмунда Хиллари. Внешне все эти книги похожи одна на другую. Ведь все это единая серия «XX век». Сходны они, казалось бы, и по своему содержанию. В них рассказывается об экспедициях, ознаменованных важными научными исследованиями и открытиями в Арктике и Антарктике. Каждая из названных книг заняла свое место в серии по праву. И при всем этом — насколько же эти книги разные!

Экспедиции Пири и Амундсена хронологически принадлежат нашему столетию, а по техническому оснащению, по транспортным средствам, наконец, по самим целям своим, чем они отличаются от многих полярных экспедиций прошлого века? По сути ничем, так же как и путевые записки этих двух выдающихся путешественников.

Книга Пири «Северный полюс» начинается так: «Достижение Северного полюса вполне можно уподобить шахматной партии, в которой все ходы, ведущие к благоприятному исходу, продуманы заранее, задолго до начала игры. Для меня это была старая игра — я вел ее с переменным успехом на протяжении двадцати трех лет...»2.

Эта «шахматная партия» началась для Роберта Пири еще в XIX веке, затянувшееся ее окончание — «эндшпиль», как сказали бы шахматисты,— оказалось перенесенным в следующий бек. Экспедиция не стала от этого иной по сравнению с прежними полярными экспедициями. Тот же транспорт — запряженные собаками сани, та же освященная давней традицией цель — добраться до полюса, заветной таинственной точки Земли, куда не ступала еще нога человека. Пири отдал достижению этой цели десятилетия жизни, пробыл на полюсе тридцать часов и отправился в обратный маршрут. В путевых записках его, так же как и в увлекательных записках Руала Амундсена о достижении Южного полюса, XX век обозначен по сути лишь хронологическими отметками.

А вот в книгах И. Д. Папанина о полярной станции «Северный полюс-1», Вивиана Фукса и Эдмунда Хиллари о пересечении Антарктиды на санно-тракторных поездах, А. М. Гусева и А. Ф. Трешникова об исследованиях на советских антарктических станциях — в этих трех томах не надо отыскивать календарные даты для того, чтобы подтвердить их принадлежность нашему веку.

Относительно самые давние из этих записок принадлежат И. Д. Папанину. Дневник его заполнялся около трех с половиной десятилетий назад. С того времени для исследователей Центрального Арктического бассейна изменилось, конечно, многое. Неотапливаемая палатка, снежный домик на льдине — таковы были жилища четверки отважных. Ручная лебедка, которую они крутили часами посменно, чтобы опустить батометр или грунтовую трубку в глубину океана, а затем поднять их наверх,— таков был основной вспомогательный механизм.

 

 

Ныне действующие в Арктике станции «Северный полюс» оборудованы совсем по-иному: сборные домики, электричество, газ, автоматизация сбора первичных гидрологических и геофизических данных.

Ушло многое в историю, в прошлое. Но дневник И. Д. Папанина воспринимается современным читателем не просто как исторический документ, а как памятник полярных исследований нашей эпохи.

И не только потому, что участники дрейфа были доставлены к полюсу на самолете, что станцию «Северный полюс-1» создала высокоширотная воздушная экспедиция «Север-1». И не потому только, что со станции «Северный полюс-1» изо дня в день велись радиопередачи о погоде в местах, по которым пролегала линия дрейфа. Современными и особенно близкими нам, принадлежащими советскому времени были самый замысел экспедиции, ее цели, программа работ. Исполнители этой программы — И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов — вошли в историю научного познания Земли.

«Жизнь на льдине» — дневниковые записи И. Д. Папанина о повседневных исследованиях, о жизни небольшого научного коллектива с ее трудностями, напряженной работой и с добрым юмором, особенно помогающим в непогоду. В этих записях в общем-то все «обычно», разве только кроме того, что велись они в центре Арктики, на дрейфующей льдине, и что в гости на станцию мог наведаться белый медведь. Все «обычно» — и пурга, и еще одна трещина на льдине, и керосиновая лампа, которая в палатке горит круглосуточно до конца полярной ночи. «Мне пришлось занять вакантную должность «ламповщика Северного полюса»»3, — шутит Папанин. Шутка может напомнить и о серьезном. Исследователи впервые осветили для науки природу приполюсного района, измерили океанические глубины, описали погоду, выяснили, что и возле полюса есть органический мир. Очень искренне, просто повествует дневник о каждодневном, о будничном. Окончание первого месяца работ отмечено в кратких словах: «Итак, сегодня ровно месяц нашей жизни на льдине. И надо сказать, что до этих пор у нас нет никаких оснований быть недовольными ею. Она «везет» станцию хорошо.

Мы знаем, что миллионы советских людей сочли бы за счастье быть на наших местах и выполнять подобную же работу»4.

Вслед за первым месяцем последовали другие. Станция «Северный полюс-1» дрейфовала двести семьдесят четыре дня, пройдя путь две с половиной тысячи километров — путь исследований XX века.

Фукс и Хиллари, Гусев и Трешников в своих книгах вводят читателя в глубь Антарктиды также иначе, нежели их знаменитый предшественник Руал Амундсен в своей книге «Южный полюс». На этот раз панорама ледяного континента предстает перед нами с отличительными приметами времени — с научными станциями, санно-тракторными поездами и самолетами. Да и самые цели путешествий стали иными. XX век пришел в Антарктиду с еще большим хронологическим запозданием, чем в центр Арктики, но обосновался он на ледяном континенте прочно, особенно помог ему в этом Международный геофизический год.

Можно было бы продолжить сравнение книг серии, сопоставить, например, путевые записки В. К. Арсеньева с описаниями путешествий С. В. Обручева или Э. М. Мурзаева или даже сравнить путевые записки о двух экспедициях одного и того же исследователя — В. К. Арсеньева: «Дерсу Узала» — о путешествии начала XX века и «Сквозь тайгу» — о комплексной экспедиции второй половины 20-х годов, в задачи которой входило изучение перспектив промыслового и земледельческого освоения земель Приморья. Но пожалуй, и сказанного достаточно для того, чтобы напомнить о различиях в содержании и стиле записок исследователей XX века.

Правомерно, что в книгах современных исследователей Земли находится достойное место и для предшественников — ученых, моряков, кораблей. Ведь преемственность и достижение нового нераздельны. Правомерно, например, что в описаниях антарктических исследований периода Международного геофизического года читатель вновь многократно встречает имена открывателей Южного полюса, имена кораблей, впервые достигнувших Антарктического континента. Ныне эти имена возникают в названиях научных станций, морей, берегов. Трансантарктический поход на гусеничных вездеходах, о котором повествует Вивиан Фукс, был осуществлен от станции Шеклтон на берегу моря Уэддела до станции Скотт на берегу моря Росса. На пути была еще одна станция — Амундсен-Скотт на Южном географическом полюсе. Обращаясь к запискам А. М. Гусева и А. Ф. Трешникова, снова встретимся с именами кораблей экспедиции, открывшей полтора века назад Антарктиду. Мирный — так была названа первая из советских антарктических станций. Другой станции, созданной вблизи геомагнитного полюса, было присвоено название Восток.

В Северный Ледовитый океан приходили вновь в нашем столетии и «Челюскин», и «Федор Литке», и «Георгий Седов» — моряки и гидрографы, имена которых, присвоенные кораблям, обрели новую жизнь, снова были овеяны славой. Вновь пришел в Тихий океан и «Витязь», умноживший труды своего предшественника — корабля, на котором плавал около столетия назад адмирал С. О. Макаров. А вслед за «Витязем» входит в Мировой океан «Академик Курчатов» — новый флагман советского научного флота. Его имя напоминает о свершениях советской науки, о проторении дороги в космос, не о морском уже, а о космическом корабле «Восток». Путевые записки о плаваниях «Витязя», о рейсах «корабля погоды» «А. И. Воейкова», о работах других научно-исследовательских судов читатель может уже прочесть. Об этом написаны и многие очерки, и целые книги. Записок о плаваниях «Академика Курчатова» еще не появилось, но и они придут, несомненно, на книжные полки, займут свое место в литературе путешествий XX века.

Вспомним здесь еще несколько книг о путешествиях, написанных в прошлом столетии. Книги эти — о путешествиях, которых не было: «20.000 лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света в 80 дней». Имя автора этих книг — Жюль Верн — хорошо знакомо уже многим поколениям читателей. Ныне, около ста лет спустя после их написания, произведения о плавании «Наутилуса», о воздушном путешествии над Африкой позволяют нам ощутить с предельной отчетливостью еще одну линию связи литературы путешествий современности с произведениями прежних времен — преемственность фантастики и романтики научных свершений, повседневных исследовательских работ, удивительных путешествий, которые ныне стали реальными.

Как сообщается на первых страницах книги «20.000 лье под водой», первые известия о «Наутилусе» были получены в 1866 году. Поначалу подводный корабль принимали за какую-то неизвестную прежде разновидность кита. Скромному профессору ихтиологии, от лица которого ведется рассказ, довелось волей случая оказаться заброшенным на этот корабль. Разве можно забыть, как показывал ему капитан «Наутилуса» Немо чудеса океанских глубин!

Ровно сто лет спустя, в 1966 году, было совершено кругосветное путешествие группы советских подводных атомных лодок — первое групповое кругосветное путешествие под водой. Оно длилось сорок пять суток. О нем можно прочесть в книге командира отряда этих подводных атомоходов — вице-адмирала А. И. Сорокина, удостоенного звания Героя Советского Союза5. Весь путь был пройден без всплытия, без захода в порты. Протяженность маршрута свыше двадцати тысяч миль. Как не вспомнить в рассказе об этом походе роман «20.000 лье под водой»! Как не вспомнить о «Наутилусе» читателю рассказов моряков и исследователей, наблюдающих сквозь иллюминаторы мир океанской пучины!

«Сквозь иллюминаторы батисферы можно наблюдать странные существа, прекрасные и уродливые, как порождение фантазии»6. Эти строки написал Вильям Биб — натуралист, посвятивший изучению морских глубин свою жизнь. Ему было уже почти шестьдесят, когда в 1934 году он спустился на глубину 923 метра в батисфере. И в его записках, и в книгах других исследователей возникает перед читателем мир черных глубин, мир без солнца, без красочных оттенков воды, присущих поверхности океана. «Солнце побеждено, краски изгнаны до тех пор, пока человеческое существо не проникнет сюда и не пронзит желтым электрическим светом пространство, которое оставалось бесконечно черным в течение миллионов лет»7.

Впрочем, и в кромешной мгле океанской пучины там и сям появляются огоньки жизни, фонарики светящихся рыб, фантастически-призрачных, о которых мог только догадываться Жюль Верн и которые стали видимы натуралисту сквозь прозрачный кварц иллюминатора батисферы.

В середине XX века на смену батисфере, укрепленной на стальном тросе, неуправляемой изнутри, пришел другой аппарат — батискаф — нечто вроде подводного дирижабля. О погружениях в батискафе на морское и океанское дно повествуют записки изобретателя этого аппарата Огюста Пикара, его сына Жака Пикара и других исследователей подводного мира. Вспомним о «билетах» в далекие путешествия, о книгах двадцатитомной серии, которые советует прочесть Хейердал. Среди этих книг записки Жака Пикара и Жака Кусто. Жак Пикар опустился в 1960 году вместе с Доном Уолшем в батискафе «Триест» на дно самой глубокой в Тихом океане Марианской впадины. Имя другого исследователя, Жака Кусто, напоминает об изобретении акваланга, о славном кораблике «Калипсо», о «ныряющем блюдце» — миниатюрной подводной лодке «Дениз», о подводной станции, названной «Преконтинент». На борту «Калипсо» был создан фильм «В мире безмолвия». О водной станции «Преконтинент-2» рассказано в книге Кусто «Мир без солнца».

И опять можно было бы назвать многие другие книги о путях, совершенных в глубинах морей. В них прочтем о диковинах подводного мира, об увиденном сквозь иллюминаторы батискафов, атомных подводных лодок и других подводных кораблей, например советской подводной лодки «Северянка» — первого подводного корабля, который был специально предназначен для научных исследований, помогающих рыболовным промыслам.

Так продолжились в XX столетии путешествия «Наутилуса» и яркая жизнь книги «20.000 лье под водой». Судьбы книги «Пять недель на воздушном шаре» сложились иначе. Воздушный шар не вполне оправдал большие надежды, возлагавшиеся на него знаменитым фантастом, и не только им, но и воздухоплавателями прошлого века. В качестве аппарата, предназначенного для дальних путешествий по воздуху, он не смог перелететь из XIX века в XX. Памятными документами, напоминающими о трагическом путешествии на воздушном шаре в самом конце XIX столетия, в 1897 году, остались дневники А. С. Андре и двух его спутников — Н. Стринберга и К. Френкеля. Эти смелые люди попытались долететь на воздушном шаре до Северного полюса. В дневниках рассказано о полете, о том, как пришлось его прекратить и высадиться на дрейфующий лед.

Дневники были найдены тридцать три года спустя, в 1930 году, на острове Белом близ восточного берега Шпицбергена. Экспедиция на судне «Братвог», побывавшая на этом небольшом острове, обнаружила на нем покрытую снегом палатку — последнюю стоянку воздухоплавателей. Они добрались до этого острова по льду и вскоре погибли на нем. В 1931 году вышла в свет книга, переведенная затем на многие языки, «Гибель экспедиции Андре. На «Орле» к полюсу». Таков был запоздавший на треть столетия эпилог путешествия на Северный полюс на воздушном шаре.

В XX век прочно вошел преемник воздушного шара — управляемый дирижабль. Но и он уступил главную роль в дальних путешествиях над Землей самолету. О полетах на аппарате более тяжелом, чем воздух, Жюль Верн, впрочем, тоже писал. В самом главном фантаст поставил достаточно верный прогноз. Воздушные путешествия вошли в жизнь людей, получив даже несравненно более широкое распространение в наши дни, нежели путешествия подводные. И соответственно возникла литература исследовательских путешествий по воздуху. Не приводя здесь примеров, адресуем читателя к интересной книге Клауса Полькена «Континенты с птичьего полета», изданной в ГДР и переведенной в 1966 году на русский язык. В этой книге рассказано о путешествиях по воздуху к полюсу, о полетах над полярными льдами и высочайшими вершинами гор, над девственными тропическими лесами, саваннами и пустынями, о повседневных трудах ученых, использующих самолеты. Материалами для книги послужили по преимуществу записки самих путешественников по воздушному океану нашей планеты.

И еще одна книга Жюля Верна — «Вокруг света в 80 дней». Эта книга по сути не имела каких-либо целей предвидения будущих транспортных средств, будущих путешествий, которые в ту пору представлялись еще фантастическими. Жюль Верн хотел рассказать в своей книге о другом: о том, что уже его современникам стало доступно кругосветное путешествие за считанные десятки суток; скрупулезно подсчитывал он, сколько времени понадобится герою его для того, чтобы обогнуть земной шар.

Первое кругосветное путешествие длилось более тысячи дней. Герой романа Жюля Верна, человек второй половины прошлого века, обогнул Землю за 80 дней. Человеку XX столетия, даже если он сократил еще на два-три десятка дней это время, облик Земли не покажется все же совершенно иным. Зато как изменится этот облик, как по-новому ощутится земное пространство, если кругосветное путешествие продлится всего считанные десятки минут. В 1961 году, 12 апреля, человек совершил впервые подобное путешествие на космическом корабле «Восток». Имя этого путешественника — Юрий Гагарин — и рассказ его об увиденном сквозь иллюминаторы космического корабля навсегда останется в памяти человечества.

Примечательно, что космическое путешествие вокруг нашей планеты было описано в научно-фантастической повести, конца прошлого века. Повесть называлась «Вне Земли». Ее автором был Константин Циолковский, ученый, имя которого неотделимо от космической эры. В те же годы, когда была написана повесть, им был обоснован метод запуска многоступенчатой реактивной ракеты и тем самым найдена возможность для человека преодолеть притяжение Земли, выйти за пределы земной атмосферы.

Хорошо написал об исследователях нашего времени Юхан Смуул — писатель, побывавший в 1957 — 1958 годах в Антарктиде. Его путевые записки — «Ледовая книга» — вошли прочно в нашу литературу, были удостоены Ленинской премии. О людях, работающих в Антарктиде, Смуул рассказывает дружески просто, подчас с добрым юмором, так помогающим полярникам в их повседневной жизни на далеких зимовках. О мужестве этих людей в дневнике говорится как о чем-то разумеющемся, общеизвестном. Тем сильнее звучат взволнованные слова Смуула о виденном и передуманном во время полета над Антарктидой. «Пролетаем над тракторным поездом... На бесконечной снеговой скатерти он выглядел совсем крохотным и был ничуть не похож на поезд. Тракторы едут не следом друг за другом, а либо рядом, либо на большом расстоянии один от другого. Они будто бы разбросаны по снегу. Там внизу действительно совершается что-то великое, требующее смелости, мужества, выдержки и железной дисциплины, там взаимопомощь диктуется не вежливостью, а законом жизни. Холод, мороз, кислородное голодание, затрудняющее каждое физическое усилие, бесконечная дорога в глубь материка, к создаваемой станции Советской, — все это героический ледовый гимн, творимый нашими людьми»8.

В Мирном Смуул вновь перечитывал дневник Роберта Скотта. За стенами домика, где жил писатель, не смолкало унылое и грозное пение пурги, хотя и не сильной для Антарктиды. «Но надо увидеть хотя бы такую метель, чтобы полностью понять последние страницы дневника Скотта, написанные во время пурги в километрах двадцати от склада запасов... Одно дело читать книгу Скотта в Таллине, в тихой, спокойной комнате, и другое дело — здесь, после того, как на улице, где бушует пурга, едва-едва нашел свою дверь. И снежный шторм бушует здесь не за строчками, а за стенами»9.

Описания замечательных путешествий остаются в памяти человечества надолго. Они обретают все новых читателей, эти книги, повествующие о дорогах в неведомое. Со страниц описаний возникают картины больших и малых событий, зарисовки драматических эпизодов. И, что самое важное, эти книги — памятники познания человеком суши и моря — помогают представить воочию, как веками и тысячелетиями создавался образ Земли.

  • 1. Тур Хейердал. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра». М., 1972, стр. 6 — 7.
  • 2. Роберт Пири. Северный полюс. Руал Амундсен. Южный полюс. М., 1972, стр. 6.
  • 3. И. Д. Папанин. Жизнь на льдине. М., 1972, стр. 133.
  • 4. И. Д. Папанин. Жизнь на льдине. М., 1972, стр. 50.
  • 5. См. А. Сорокин. Мы с атомных. Второе, дополненное и переработанное издание. М., 1972.
  • 6. Вильям Биб. В глубинах океана. М. — Л., 1936, стр. 5.
  • 7. Вильям Биб. В глубинах океана. М. — Л., 1936, стр. 27.
  • 8. Юхан Смуул. Ледовая книга. Монологи. М., 1972, стр. 124.
  • 9. Юхан Смуул. Ледовая книга. Монологи. М., 1972, стр. 146 — 148.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.