Следующие положения должны в еще более краткой форме представить связь отдельных частей статьи.

1. Все нормы поведения есть производное определенного комплекса стимулов, складывающегося под контролем естественного отбора до появления сознания.

2. В этом периоде нормы поведения продиктованы или интересами особи в борьбе за существование, или интересами вида в той же борьбе. В первом случае норма поведения чисто эгоистичная; во втором — эгоистическая база ослаблена большей частью в пользу потомства, но иногда и в пользу других особей. Второй случай — новый удар по эгоистической базе поведения изменчивостью и отбором.

3. В норме поведения всех животных, начиная с самых низших и кончая человеком, можно отметить такие действия, которые по количеству требуемых на них затрат энергии, по своей интенсивности, по реакции, вызываемой в организме, превышают другие действия. На первом месте в этом отношении должны быть поставлены акты самозащиты, наблюдаемые у всех животных, кроме тех, у которых отсутствие таких актов компенсировано структурными защитными приспособлениями.

4. Пробуждающееся сознание, вероятно, связывалось прежде всего с этими бессознательными защитными действиями, и они, таким образом, делались первым его содержанием.

5. Человек получил в наследство зоологическую норму поведения, и его развивающееся сознание особенно ярко показало ему, что необходимость самозащиты противопоставляет его окружающему. Первое действие сознания послужило укреплению эгоистического начала.

6. Под защитой совершенствующихся форм быта и сознания получили возможность выживать и носители таких наследственных изменений, которые раньше отметались отбором. Действие отбора в человеческом обществе ослабевает, значение его падает, и вместе с ним падает жизненное значение в человеческой природе эгоистической базы.

7. Среди увеличившегося числа изменений в нормах поведения обращает на себя внимание главным образом одно, где эгоистическое начало в человеческой природе оказывается подавленным, недейственным. Это изменение дало начало тому разряду людей, которых мы определили как носителей морали будущего.

8. Общий нравственный облик этих людей хорошо иллюстрируют некоторые литературные типы, взятые из художественных произведений наших писателей-классиков. Эти типы показывают, что людей с моралью высшего типа, несмотря на всю разницу их характеров, общественного положения, образования, объединяет одна общая черта — недейственность эгоистического начала, с чем связано и второе их общее свойство, возникающее, вероятно, как результат подавленности эгоистической базы, — любовь к жизни в целом.

9. Эти два основных свойства определяют всю «норму» их поведения, обеспечивая этим ее единство и отсутствие в ней противоречий.

10. Такая норма поведения не предусмотрена ни одной из религий. Она шире и глубже, чем того требует мораль любой религии. Если бы была формулирована мораль людей высшего типа, то оказалось бы, что «норма» и мораль в этом случае совпадают; это значит, что в «норме» нет ничего случайного, что не умещалось бы в кодексе морали. Мораль высшего типа стихийна: она не пытается, как в религиях, определить норму поведения, но сама «норма» дает для нее материал и совпадает с ней. Мораль будущего и норма поведения носителей морали высшего типа органически слиты. В этом — сила людей, обладающих моралью высшего типа.

11. Завоевание жизни носителями морали высшего типа — наиболее вероятная будущность человеческого общества. Было показано, что неблагоприятные для подавления эгоистического начала внешние условия не позволяют задаткам морали высшего типа дать полноценный результат. Следовательно, сознательные мероприятия в области изменения внешних условий, условий становления человека, могут создать благоприятные предпосылки для увеличения числа людей с моралью высшего типа.

Первый удар по эгоистической базе был нанесен в зоологический период совместным действием изменчивости и отбора, когда эгоистическое начало было ограничено в пользу заботы о потомстве. Второй удар должен быть нанесен в наше время совместным действием изменчивости и сознательных мероприятий в пользу всех людей, всей жизни в целом.

12. Судьба морали, как абстрактно существующего кодекса поведения, кончается с завоеванием жизни носителями морали высшего типа. Получается положение, аналогичное первоначальному. Как в зоологический период не существовало отдельной морали, а существовала только «норма» поведения, характеризующаяся постоянством и категоричностью, так и в будущем человеческом обществе будет только «норма» поведения с постоянными категорическими стимулами.

Разница между двумя положениями — первоначальным и будущим — в том, что в первом случае вся «норма» поведения вытекала из эгоистической базы, а во втором это эгоистическое начало подавлено и «норма» возникает из того отношения к окружающему, которое мы назвали любовь к жизни в целом. А может быть, при наличии такого параллелизма разница только в отсутствии сознания в первом случае и в присутствии его во втором.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.